Главы трех частей ЕС собрались вместе с среду (7 октября) для того, чтобы дать понять чешскому президенту Вацлаву Клаусу (Vaclav Klaus), какую «цену» вынуждена будет заплатить Европа, если он будет продолжать откладывать ратификацию Лиссабонского договора – нового свода законов для Европейского Союза.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Joe Manuel Barroso), президент Европарламента Ежи Бузек (Jerzy Buzek) и Фредрик Рейнфельд (Fredrik Reinfeld) - премьер-министр Швеции, председательствующей в настоящее время в ЕС, - заявили о том, что они ждут разъяснений от Праги по поводу нескольких нерешенных проблем.
Главная из этих ожидающих своего разрешения проблем состоит в том, можно ли будет во время шведского председательства активизировать работу по подготовке запланированного саммита ЕС по институциональным вопросам в конце этого месяца, на котором будут названы новые президент Евросоюза, министр иностранных дел, а также распределены портфели еврокомиссаров.
Господин Рейнфельд заявил, что было бы «неправильно» начинать консультации по этим вопросам без дальнейших объяснений со стороны Праги, тогда как господин Бузек подчеркнул, что должна быть «ясная информация о том, как дорого могут стоить эти (проволочки) для остальных стран-членов ЕС».
Неопределенность возникла из-за того, что Конституционный суд Чехии рассматривает запрос по поводу Лиссабонского договора, поданный сенаторами, близкими к господину Клаусу. Сейчас не ясно, как быстро суд сможет принять решение по этому вопросу и, если его решение будет положительным, то сколько еще надо будет ждать того, чтобы господин Клаус подписал договор, завершив таким образом процедуру ратификации.
Время подгоняет, так как мандат нынешней комиссии истекает в конце октября, то же самое можно сказать о должности высокого представителя по внешней политике, которую занимает Хавьер Солана (Xavier Solana).
Председательствующая в ЕС Швеция проявляет нервозность по поводу возможного вступления на неведомую юридическую территорию. Она может либо сохранить комиссию как временно исполняющую свои обязанности, либо попытаться создать новую комиссию на основе законов Лиссабонского договора. Еще один вариант – это договориться о создании новой комиссии по переговорами по поводу сокращения ее размера.
Швеция постоянно говорит о том, что она предпочитает сосредоточить внимание на таких практических вопросах как борьба со стремительно растущей безработицей внутри союза или заниматься проблемой изменения климата.
Что касается господина Клауса, то он остается относительно спокойным после ирландского «Да» на прошлой неделе. Будучи евроскептиком и открытым противником Лиссабонского договора, он предпочел не отвечать на телефонный звонок из Стокгольма на этой неделе и не встретился со шведским министром по делам Европы, который во вторник заезжал в Прагу.
Однако другие части чешской администрации настроены более позитивно. Премьер-министр Ян Фишер (Jan Fischer) в среду заверил своих коллег по ЕС, что «все послания», которые он получил, свидетельствуют о том, что у господина Клауса не будет оснований откладывать подписание и одобрение договора после любого решения суда.
Сложившаяся неопределенная ситуация вызывает раздражение у многих депутатов Европарламента. Британский либерал и член Европарламента Ги Верхофстадт (Guy Verhofstadt) призвал страны-члены к тому, чтобы быстро определиться с именами министра иностранных дел и президента, в противном случае существует опасность, что такое решение будет принято в последнюю минута за закрытыми дверями.
Европарламентарии также считают, что чешское промедление будет означать, что Еврокомиссия не будет иметь соответствующих полномочий до следующего года.
Британский либерал и член Европарламента Эндрю Дафф (Andrew Duff) - ответственный за организацию парламентских слушаний о будущих еврокомиссарах – полагает, что горячее обсуждение этого вопроса состоится в декабре, тогда как голосование Ассамблеи ЕС по комиссии в целом может быть проведено 20 января.