2009 год стал своеобразной вехой в той деятельности, которую Евросоюз проводит в мировом масштабе. В этом году исполняется 10 лет Европейской политике в области обороны и безопасности (ЕПОБ). В течение этого периода ЕС способствовал укреплению международной безопасности и оказал реальное влияние на жизнь людей во всём мире. В то же время мы стоим на пороге новой эры, которая будет ознаменована вступлением в силу Лиссабонского договора, призванного дать новый толчок нашей внешнеполитической деятельности.
За прошедшие 10 лет мы осуществили 10 операций по предотвращению насилия, восстановлению мира и налаживанию мирной жизни после вооружённых столкновений на трёх континентах. От Кабула до Приштины, от Рамалы до Киншасы, представители ЕС охраняют границы, следят за выполнением мирных соглашений, обучают силы правопорядка, создают системы уголовного судопроизводства, защищают суда от нападений морских пиратов. Наши успехи приводят к тому, что к нам обращаются всё чаще и чаще с просьбами об оказании помощи в кризисных ситуациях или после военных конфликтов. Мы пользуемся доверием, уважаем традиционные ценности и обладаем необходимой волей для выполнения указанных задач.
Евросоюз возник в 1999 году. Единый и многосторонний характер нашей стратегии был тогда явлением новым. И сейчас ЕС продолжает оставаться единственной организацией, которая в состоянии использовать весь набор сил и средств, дополняющих традиционный внешнеполитический инструментарий входящих в неё государств как для недопущения или предотвращения кризисов так и для восстановления мира и налаживания жизни после конфликтов.
Именно в этом состоит главная ценностная характеристика и отличительная черта ЕС. Мы сочетаем предоставление гуманитарной помощи, поддержку государственного строительства и содействие в налаживании управления страной с управлением кризисами, предоставлением технической и экономической помощи, политическим и диалогом и посреднической деятельностью.
Комбинированный военно-гражданский подход позволяет Евросоюзу проявлять гибкость и даёт ему возможность предлагать варианты решения, разработанные специально под каждую конкретную сложную проблему. Нынешние конфликты с небывалой наглядностью показывают, что военное решение не является ни единственным, ни лучшим, особенно в период стабилизации кризиса. Этой же точки зрения придеррживается и президент США Барак Обама.
ЕПОБ сделала свои первые шаги на Балканах. Когда в 90-х годах в Югославии вспыхнули войны, мы были вынуждены ограничиться тем, что наблюдали, как погибает соседняя страна, ибо у нас не было возможностей как-то отреагировать на тот конфликт. Мы извлекли соответствующий урок, предприняли ряд организационных мер, обеспечили себя необходимыми средствами, разработали механизм принятия решений и приняли доктрину безопасности. В 2003 году, благодаря нашим дипломатическим усилиям была предотвращена вспышка боевых действий в бывшей югославской республике Македонии, а впоследствии мы провели операцию «Согласие» (Concordia). В 2004 году мы осуществили операцию «Альтея» (Althea), заменив миротворческий контингент НАТО в Боснии и Герцеговине. И сегодня мы очень широко представлены на Балканах, где боремся с организованной преступностью, помогаем в создании системы судопроизводства и правоохранительных органов. Например, EULEX (гражданская миссия ЕС по обеспечению правопорядка в Косово) является самой многочисленной до настоящего момента миссией ЕС. В её составе около 2.000 сотрудников, оказывающих содействие полиции, судебной системе, работающих на передвижных таможенных пунктах.
Деятельность ЕС по управлению кризисами и восстановлению мира не ограничивается территорией соседних стран. Мы провели ряд важных акций в Африке. Например, обеспечили необходимые условия для проведения выборов в Демократической Республике Конго, предприняли меры по защите беженцев и пострадавших от кризиса в Дарфуре. В прошлом году мы организовали нашу первую военно-морскую операцию EUNAVFOR по борьбе с пиратами в прибрежных водах Сомали.
Кто мог бы предположить 10 лет назад, что в один прекрасный день Европейский Союз возглавит отряд из 13 фрегатов в Индийском Океане, который наполовину снизит эффективность нападений пиратов?
В этом году ЕС проводит одновременно 12 операций, более чем когда-либо. С 2003 года в 23 операциях по управлению кризисами было задействовано около 70 тысяч человек. Это граждане государств членов Евросоюза, а также стран, не входящих в ЕС, но которые также участвуют в наших операциях: Норвегия, Швейцария, Украина, Турция и США. Из вышеупомянутых 23 операций шесть носили военный характер, а 17 – гражданский. Мы задействуем личный состав армии или флота только в случае необходимости, но наша цель – это не ведение войн, а поддержание мира.
ЕС не является военным союзом. Урегулирование любого кризиса, чрезвычайной ситуации или конфликта вегда должно осуществляться с помощью политических мер, и наша деятельность в рамках ЕПОБ всегда тесно увязана с политической стратегией, вырабатываемой на основе консенсуса.
Проводя в жизнь нашу политику в области обороны и безопасности, мы достигли столь удалённых мест как Асех (Индонезия), где мы наблюдаем за выполнением мирного соглашения, подписанного после цунами 2004 года, после десятилетий гражданской войны.
В тесном взаимодействии с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) мы выступили в качестве посредников между повстанцами и правительством и контролировали сдачу оружия.
По мере накапления опыта и знаний мы переходили ко всё более масштабным операциям. Успешное проведение Евросоюзом операции «Артемида» (Artemis) в Демократической Республике Конго в 2003 году с целью нейтрализации последствий вооружённых столкновений и гуманитарного кризиса в Бунии (провинция в северо-восточной части Конго) позволило нам подготовить операции EUFOR в Чаде и Центральноафриканской республике и EUNAVFOR в Сомали. ЮАР заявила о том, что заинтересована принять участие в EUNAVFOR.
В прошлом году мы показали, с какой скоростью можем действовать, когда меньше чем за три недели развернули миссию наблюдателей на Кавказе, чтобы способствовать урегулированию кризиса между Россией и Грузией после подписания мирного соглашения между этими странами, достигнутого при посредничестве ЕС. Евросоюз является полноценным членом четвёрки международных посредников по ближневосточному урегулированию и принимает самое активное участие в дипломатических усилиях по достижению мира в этом районе земного шара. Как только Израиль и Палестинская автономия придут к соглашению, мы будем готовы содействовать его практической реализации прямо на месте. У нас уже есть своя миссия на Западном берегу реки Иордан, которая оказывает помощь в деле создания гражданской полиции и системы уголовного судопроизводства в Палестине. Мы планируем предпринять меры по реформированию службы безопасности Сомали в качестве дополнения к операции EUNAVFOR (проводимой в этой стране) и уже предоставленной нами гуманитарной помощи и политической поддержки.
Чтобы удовлетворить всёвозрастающие просьбы о предоставлении помощи и дать достойный ответ вызовам мировой и региональной безопасности, ЕС должна ещё больше улучшить эффективность и слаженность своих действий на мировой арене. В настоящее время между нашими намерениями и возможностями существует большой разрыв, который мы должны сократить.
Необходимо выработать более чёткие приоритеты и принять разумные бюджетные решения. Также необходимо усилить готовность наших гражданских и военных контингентов и, соответственно, увеличить их финансирование, чтобы обеспечивать претворение в жизнь политических решений.
Евросоюзу следует и далее развивать единую военно-гражданскую стратегию с целью проведения более гибкой политики. Также необходимо повысить нашу готовность по развёртыванию сил быстрого реагирования. Для ЕПОБ начинается второе десятилетие, в ходе которого все упомянутые задачи будут выполнены благодаря вступлению в силу Лиссабонского договора.