Президент Польши Лех Качиньский подписал Лиссабонский договор, завершив процесс ратификации соглашения о реформе Евросоюза в этой стране.
Польша стала 26-й из 27 стран-членов ЕС, которые ратифицировали сложный документ, заменяющий собой конституцию Евросоюза.
Лех Качиньский скептически относился к Лиссабонскому договору. Хотя польский парламент давно проголосовал за его ратификацию, президент страны отказывался его подписать договор до исхода референдума в Ирландии.
Избиратели в Ирландии, единственной стране ЕС, где по конституции для ратификации Лиссабонского договора необходим референдум, поддержали документ 2 октября.
Единственной страной, где ратификация Лиссабонского договора еще не завершена, остается Чехия - там этому воспротивился президент-евроскептик Вацлав Клаус.
"Евросоюз, открытый для Грузии"
Выступая на церемонии подписания Лиссабонского договора в Варшаве в присутствии лидеров ЕС, президент Качиньский подробно рассказал, почему он до последнего откладывал этот момент.
Он напомнил, что на первом референдуме в июне 2008 года ирландцы проголосовали против Лиссабонского договора.
"Тот факт, что ирландский народ передумал, означает возрождение договора, и никаких препятствий для ратификации больше нет", - сказал Качиньский.
Он подчеркнул, что Евросоюз остается союзом суверенных государств, а не сливается в одно супергосударство и что он должен оставаться открытым для приема новых членов. Среди кандидатов на членство в ЕС он назвал Грузию.
"Теперь у нас 27 государств-членов. Я глубоко убежден, что это не конец... ЕС, успешный эксперимент, не имеющий прецедента в человеческой истории, не может быть закрыт для тех, кто желает присоединиться... не только на Балканах, но и в таких странах, как Грузия", - цитирует польского президента агентство Рейтер.
Лиссабонский договор, задуманный как замена Европейской конституции, которую избиратели во Франции и Нидерландах отвергли на референдуме в 2005 году, должен был вступить в силу с 1 января 2009 года, но этому помешал результат первого референдума в Ирландии.
Лидеры ЕС, исключая Вацлава Клауса, надеются довести процесс ратификации договора до конца к новому году.
Клаус заявил, что не будет подписывать Лиссабонский договор до тех пор, пока конституционный суд Чехии не признает его соответствующим конституции этой страны.
В пятницу он также сказал, что по его мнению, до подписания договора необходимо добавить оговорку в Европейскую хартию основных прав, исключающую претензии к Чехии на имущество этнических немцев, депортированных из Судетской области после Второй мировой войны.
Это требование вызвало негативную реакцию в Евросоюзе, тем более что критики Клауса утверждают, что по чешской конституции международные договоры заключает не президент, а правительство.