В субботу в Санкт-Петербурге возле дворца спорта 'Юбилейный' состоялся митинг в защиту исторического облика города. Инициаторы акции - Гражданская коалиция в защиту Санкт-Петербурга, объединяющая более 20 партий и общественных движений - подавали заявку городским властям на проведение шествия и митинга, однако, в Смольном дали санкцию только на митинг. Среди более трех тысяч его участников был и наш корреспондент Владимир Бондарев:
'Это - наш город!'. Этот лозунг, впервые озвученный на Марше несогласных в Санкт-Петербурге в марте 2007 года, когда восемь тысяч участников акции, обманув милицейские кордоны, прошли по Невскому проспекту, был самым популярным и на митинге возле дворца спорта 'Юбилейный', что напротив Князь-Владимирского собора.
Так же назывались и несколько выпусков газеты, изданной накануне акции протеста участниками Гражданской коалиции в защиту Санкт-Петербурга. Здесь приведены мнения многих всемирно известных деятелей культуры, решительно возражающих против возведения в исторической части города 403-метровой башни концерна 'Газпром'.
Вот что сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский: 'Высочайший пример наглости: построить ЭТО напротив Смольного собора и самоутвердиться. Этого не должно быть. И с этим, конечно, надо бороться!'
А вот мнение Почетного гражданина Санкт-Петербурга, писателя Даниила Гранина: 'Башня Газпрома будет выглядеть в историческом центре Петербурга, как шрам на лице красивой женщины'.
Участники митинга несколько раз вспоминали и высказывания академика Дмитрия Лихачева, прощание с которым происходило 10 лет назад как раз в Князь-Владимирском соборе: 'Что касается желания и стремления создать символ нового Петербурга, то он уже есть - это адмиралтейский кораблик и герб нашего города, и Медный всадник, и ангел на Петропавловской крепости. Так что, все это перечеркнуть новым символом на здании бизнес-центра?'
Митинг в защиту исторического облика Санкт-Петербурга.
Решение губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко дать добро на строительство офисного небоскреба концерна 'Газпром' высотой более 400 метров подвигло представителей науки и культуры обратиться к президенту России Дмитрию Медведеву с призывом не допустить уничтожения исторической части Санкт-Петербурга с последующим исключением его из списков ЮНЕСКО городов всемирно-исторического наследия.
Вот как комментирует этот факт один из активных участников всех Маршей несогласных, лидер популярнейшей петербургской рок-группы 'Телевизор' Михаил Борзыкин: 'Я считаю, для многих башня 'Газпрома' является неким пределом. Видимо, какой-то поворот сознания происходит у людей, казалось бы, с консервативным мышлением, или старающихся не вмешиваться ни во что. Даже Борис Гребенщиков внезапно выразил наконец-то свое однозначное мнение, что радует. Видимо, какой-то рубеж перейден. И башня - это символ: дальше так уже нельзя. Видимо, это начинают, слава Богу, понимать уже многие'.
Кстати, вот высказывание самого Бориса Гребенщикова: 'Я много где побывал и видел много странных мест. Небоскреб 'Газпром-сити' на неброском охтинском ландшафте - это как плевок дьявола'. На самом митинге предполагаемую башню сравнивали и с гигантским початком кукурузы, и со сверлом, направленным в петербургском небо, и с огнем над газовой конфоркой, который спалит 300-летний город, и с пальцем того же сатаны.
На митинге звучали не только речи, но и песни в исполнении известных рок-музыкантов. Так, Владимир Рекшан вместе с лидером 'Митьков' Дмитрием Шагиным на мотив битловской Hey Jude пропели импровизированный укор губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко за решение построить небоскреб 'Газпрома'. А Михаил Борзыкин под аплодисменты собравшихся исполнил свою песню 'Я - газпромбайтер, Кремля гастарбайтер'.
Верит ли сам музыкант в успех акций протеста по поводу намеченного строительства газпромовской башни-гиганта? 'Никакой уверенности нет. У меня есть единственная надежда на то, что в любом случае, даже если башня будет построена, она разрушится - так или иначе. Либо это будут разрушать следующие поколения - демонтировать, либо это произойдет природным образом, либо она превратится в долгострой: Но, в любом случае я в мистическом смысле верю, что она не просуществует. Она здесь не нужна, она нежелательна и есть масса сил, которые могут ее уничтожить - от нашего мнения об этом до причин природного характера. И Божественного'.
В конце митинга правозащитник Юлий Рыбаков сказал, что организаторам этого мероприятия поручено начать сбор подписей за проведение городского референдума по поводу строительства башни Газпрома.
Кстати, согласно данным разных социологических опросов, количество противников этого проекта колеблется от 53% до 66%, в любом случае, составляя большинство, тогда как сторонники составляют лишь чуть более четверти опрошенных.
А в резолюцию митинга вошло требование добиваться отставки губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Поэтому, расходясь, участники акции протеста скандировали: 'Матвиенко, уходи!' и 'Тетю Валю мы не звали'.