Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Роль Ирана в игре Вашингтона и Москвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как Обама был в феврале 2009 года избран президентом, отношения между Россией и Соединенными Штатами несколько изменились по сравнению с временами Мюнхенской конференции. Новая администрация отказалась от консервативной политики своих предшественников, в июле 2009 года Обама нанес визит в Москву.

После того, как Обама был в феврале 2009 года избран президентом, отношения между Россией и Соединенными Штатами несколько изменились по сравнению с временами Мюнхенской конференции. Новая администрация отказалась от консервативной политики своих предшественников, в июле 2009 года Обама нанес визит в Москву. Теперь Вашингтон игнорирует притеснение чеченцев Россией, которая, в свою очередь, помогает Соединенным Штатам в Афганистане.

Чтобы добиться от России большего сотрудничества по Афганистану и Ирану, Соединенные Штаты временно отложили размещение в Восточной Европе своего «противоракетного щита». Россия, между тем, старается укреплять отношения, как с прозападными арабскими странами, так и с критически относящимися к Соединенным Штатам странами Латинской Америки, стремясь закрепиться в регионе, который традиционно считается задним двором США. Таким образом, Москва пытается одновременно расширить свое политическое влияние и приобрести хороший рынок для продажи оружия.

Пик последнего конфликта между Москвой и Вашингтоном был связан с планами Соединенных Штатов создать в Чехии и Польше систему противоракетной обороны. Известие о том, что этот проект был отложен, в Москве приняли со смешанными чувствами. Хотя президент Медведев приветствовал такое развитие событий, российские военные выразили скепсис относительно истинных намерений Соединенных Штатов, считая, что они просто пытаются обмануть Россию и тянут время.
 
Тем не менее, русские официально объявили, что в ответ на этот шаг Америки они откажутся от развертывания ракет в Калининграде – российском анклаве у границ Польши.

Двусторонние отношения между Москвой и Вашингтоном

Несмотря на все заявления, сделанные Соединенными Штатами и Россией после победы Обамы, в отношениях между сторонами до сих пор остается немало проблем. В то же время, Медведев пригласил Обаму в свою подмосковную резиденцию, а встреча между ними в кулуарах саммита «большой двадцатки» в американском Вейсберге (так в тексте. – прим. перев.) прошла в теплой обстановке, и это показывает, что ни одна из сторон не хочет, чтобы разногласия между ними привели к серьезной конфронтации. Другими словами, Россия, привыкнув за время правления Буша к определенной конфронтации с Америкой, планирует продолжать соперничать с Соединенными Штатами. Однако воевать или конфликтовать с Америкой в ближайшие годы Россия не намерена. В отличие от прошлого, русские теперь умеют иметь дело с американцами и понимают, когда и как можно противостоять им, и как одновременно обеспечить собственные интересы и заставить оппонента уступить.

Роль Ирана в игре, которую Вашингтон ведет с Россией

Тем не менее, такая политика дорого обходится России. Страна повредила своей международной репутации, уступив давлению США в вопросе об иранской ядерной программе. Американцы сумели много добиться от русских – в частности, их усилиями в начале 2009 года Совет безопасности ООН принял четвертую резолюцию по Ирану. Чтобы не потерять свои позиции на переговорах с Соединенными Штатами, Россия не может себе позволить лишиться иранской козырной карты. Какие же препятствия лежат перед Москвой?

Чтобы не дать США и дальше продвигаться к ее западным и южным границам, ей необходимо добиться доверия таких стран как Иран. Во внешней политике Россия часто сталкивается с двумя обвинениями.

Во-первых, борясь на международном уровне с односторонним подходом Соединенных Штатов, на региональном уровне, русские ведут столь же одностороннюю политику, как Америка. Между тем, по мнению международных экспертов, подобный подход в равной степени неэффективен как на международном, так и на региональном уровне, и негативно сказывается на сотрудничестве между странами.

Во-вторых, на переговорах с Соединенными Штатами, Россия легко сдает интересы своих союзников, однако, когда на кону стоят ее собственная национальная безопасность или ее собственные интересы, как было в случае с противоракетной обороной, она не готова идти ни на какие сделки с Западом. Подобная политика, которую журналисты напрямую называют предательской, в длительной перспективе приведет Россию к изоляции.

Корреспонденты российской «Независимой газеты» в Тегеране Владимир Скосырев и Андрей Терехов в понедельник опубликовали статью, в которой пишут, что Тегеран был удивлен высказываниями президента России, заявившего, что «в некоторых ситуациях санкции становятся неизбежными». Эти слова звучат странно, так как России прекрасно известно, что у Ирана нет ядерного оружия.

В прошлую пятницу президент России сделал специальное заявление по поводу завода по обогащению под городом Кум, отметив, что его строительство идет вразрез с неоднократными требованиями Совета Безопасности ООН о том, чтобы Иран приостановил обогащать уран.

Российские аналитики утверждают, что Вашингтон специально держал в секрете информацию о новом заводе до 1 октября, когда иранцам пришлось принимать окончательное решение. Интересно, что Обама сказал Медведеву о заводе только в среду, а точную информацию Россия и Китай получили лишь в четверг, то есть позже, чем Франция и Британия. Заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сказавшего в интервью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», что Россия ожидает, что ее союзники будут незамедлительно делиться с Москвой любой информацией по Ирану, ясно показывают, что Москву не устраивает нынешняя ситуация. России не нравится и то, как ведут себя ее западные партнеры по шестисторонним переговорам, и то, как ведет себя Иран, который ничего не сообщил России о новом заводе.

Однако, если Россия хочет чтобы Иран с ней сотрудничал, ей следует продемонстрировать, что она – надежный партнер, а не страна, которая в трудное время объединяется с Ираном и другими критиками Запада, а в хорошее переходит в другой лагерь.