Нефть, которую перерабатывают отечественные предприятия, отныне уже не только российская. На днях первые тонны каспийской легкой нефти поступили на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Для этого использовали мощности "Приднепровских магистральных нефтепроводов", которые пустили в реверсном режиме: из Одессы в Кременчуг. "Укртатнафта" заключила договор с Азербайджаном на ежемесячное снабжение 240 тысячами тонн нефти. "Два года нефтяной блокады, в которой находился завод, со стороны российских транспортных и нефтяных компаний были прерваны. Нефть была поставлена на завод, и уже как готовый нефтепродукт ее отгружают потребителям", - сообщил глава правления ЗАО Павел Овчаренко.
Таким образом, используя также казахскую и украинскую нефть, государственный нефтеперерабатывающий завод будет перерабатывать 500-560 тысяч тонн нефти ежемесячно. Каспийское сырье считают довольно высококачественным из-за низкого содержание серы, и это позволит изготовлять бензин стандарта "Евро-3", дизельное горючее - "Евро-4". "Важно также, что Украина, в конце концов, начала диверсифицировать источники поступления нефтепродуктов, - сказал "УМ" руководитель Киевского международного энергетического клуба Q-клуб, экс-руководитель "Укртранснафты" Александр Тодийчук. - Ведь ныне наша нефтеперерабатывающая промышленность на 70% зависит от России. С другой стороны, завод, который работает на полную мощность, - это решение социальных проблем, а также вопрос национальной безопасности". Ложкой дегтя Тодийчук считает, что запуск нефтепровода в реверсном режиме сопровождался ненужными для нас конфликтами. Как известно, российская компания "Лукойл", неудовлетворенная решением реверса, остановила свой завод в Одессе и требовала встречи с премьером. Тем не менее, такой встречи не состоялось.
"Россиян не устраивает предложенный им альтернативный маршрут транспортирования сырья на Одесский завод, поскольку стоимость транспортирования одной тонны нефти дороже на шесть долларов, - объясняет эксперт. - При этом россияне вложили в модернизацию десятки миллионов долларов. А мы же подписали Энергетическую хартию". В конце концов, объемы в 240 тысяч тонн являются достаточными для одного завода, но не для системы приднепровских трубопроводов: их мощность - 50 млн тонн ежегодно, а каспийские соглашения позволят заполнить их лишь на три миллиона. Увеличить же количество "каспийки" довольно проблематично - транспортные системы ныне к такому шагу не готовы. "Хотя будущее в каспийских поставках есть, тем не менее, их организацией надо заниматься систематически", - резюмирует Тодийчук.