Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Важный вопрос: неужели ожесточенная вражда между Турцией и Арменией подходит к концу?

Эдуард Налбандян и Ахмет Давутоглу подписывают документы во время церемонии заключения мирового соглашения между Арменией и Турцией
Эдуард Налбандян и Ахмет Давутоглу подписывают документы во время церемонии заключения мирового соглашения между Арменией и Турцией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему мы спрашиваем об этом сейчас? Потому что в субботу Турция и Армения, наконец, подписали договор, который позволит восстановить дипломатические отношения, разорванные Турцией в 1993 году, и вновь открыть границу, закрытую тогда же. Можно надеяться, что в итоге соседи зароют (по крайней мере, частично) топор войны и преодолеют отчуждение.

Почему мы спрашиваем об этом сейчас?

Потому что в субботу Турция и Армения, наконец, подписали договор, который позволит восстановить дипломатические отношения, разорванные Турцией в 1993 году, и вновь открыть границу, закрытую тогда же. Можно надеяться, что в итоге соседи зароют (по крайней мере, частично) топор войны и преодолеют отчуждение.

Каковы причины отчуждения?

В первую очередь, обвинения в геноциде. Как утверждает Армения, в Первую мировую войну турки устроили массовую резню армян на востоке современной Турции. С армянской точки зрения, бойню спланировали и организовали власти Османской Империи. Тогда погибли, по меньшей мере, 1,5 миллиона человек, и армяне считают это геноцидом. Турки яростно возражают, хотя позиция Анкары сдвинулась от полного отрицания в сторону осторожного признания факта гибели некоторого количества людей в результате хаотической взаимной резни, в которой турки были не только агрессорами, но и жертвами.

Пришли ли стороны к соглашению?

Нет, хотя подписанный в Швейцарии документ можно считать прорывом. По условиям договора стороны обязались создать совместную комиссию из экспертов с обеих сторон, которая рассмотрит факты и в – отдаленной перспективе – выработает согласованную версию событий. Тем не менее, турецкие националисты пришли в ярость. До последнего времени, турецкие писатели не могли даже заикнуться о том, что в Первую мировую произошла резня армян, не рискуя попасть в тюрьму за оскорбление государства. Именно в этом преступлении обвинили в 2005 году нобелевского лауреата Орхана Памука (Orhan Pamuk), хотя впоследствии министерство юстиции, смущенное международными протестами, отозвало иск.

Армянские националисты так же недовольны– особенно могущественная армянская диаспора, существующая во Франции, США, Ливане и в других странах. Она организовала масштабные акции протеста. Армяне диаспоры убеждены, что Турция может сделать только одно – признать свою вину. Они боятся, что договор подорвет дипломатическую кампанию, которую ведет Армения, пытаясь убедить международное сообщество признать события 1915-1919 годов геноцидом.

Что усадило стороны за стол переговоров?

В Турции политика простого замалчивания споров о судьбе армян перестает работать. В официальной позиции сомневается все больше и больше писателей и интеллектуалов. В то же время конфликт с Арменией вредит надеждам Турции на вступление в Европейский Союз. Частично это связано с тем, что в ряде ключевых стран, таких, как Франция, сильны проармянские настроения, но в любом случае, ЕС вряд ли примет в свой состав Турцию, пока она не разрешила «замороженный конфликт» со своим восточным соседом и держит границу с ним закрытой.

Что в результате получит Армения?

Многое, в основном, в экономике. Армения - маленькая, горная и без плодородных земель страна, без выходов к морю. За ссору с Турцией ее народ дорого заплатил, когда с одной стороны ее блокировали турки, с другой Азербайджан. Сейчас в Армении много бедных, даже в столице часто бывают перебои с электричеством, многие ее жители эмигрировали. Армения показала, что она может пережить турецкую блокаду - во многом, правда, благодаря денежным переводам и другим видам помощи, со стороны богатой диаспоры. Однако пока не нормализуются отношения с Турцией, страна процветать не будет. К тому же, если отношения, наконец, улучшатся, армяне смогут посещать разрушенные армянские церкви и соборы в восточной Турции, а также символ Армении - гору Арарат, также находящуюся сейчас за пределами досягаемости – по другую сторону границы.

Какую роль в происходящем играют США?

Присутствие в Швейцарии на этих выходных Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), убеждавшей стороны как можно скорее подписать соглашение, показывает, что Соединенные Штаты придают происходящему большое значение.

Для США ситуация вокруг Армении представляет собой дилемму. Еще в бытность свою сенатором, Барак Обама открыто принял сторону армян и пообещал, став президентом, публично назвать события 1915-1919 годов геноцидом. Основные армянские лоббистские организации в США после этого призвали своих сторонников голосовать за Обаму. Впрочем, попав в Белый дом, он постарался спустить вопрос на тормозах. В целом, Обаме сейчас, скорее, мешают обязательства перед армянами, так как Турция намного более важный игрок, чем Армения. Разумеется, если бы стороны разрешили спор самостоятельно, это помогло бы Обаме выйти из затруднительного положения.

Причем здесь Азербайджан?

Он дополнительно все усложняет. Главной причиной закрытия границы с Арменией были совсем не обвинения в геноциде. Турция закрыла границу после того, как в 1993 году Армения вторглась на территорию своего восточного соседа – Азербайджана, выступив на стороне Нагорного Карабаха – осажденного, воюющего армянского анклава, провозгласившего независимость от Азербайджана.

Турки, считающие мусульман-азербайджанцев своей «родней», были разгневаны. Армяне были точно так же разгневаны, сочтя, что Азербайджан, пытавшийся захватить армянский анклав военным путем, стремится «завершить геноцид армян».

Вопрос о том, должен ли анклав получить независимость, стать частью Армении, или вернуться под контроль Азербайджана, остается неразрешенным. Таким образом, в регионе возник еще один конфликт, напоминающий противостояние между Грузией и Абхазией. Представителей Азербайджана соглашение разочаровало. Их официальная позиция всегда заключалась в том, что Турция не должна открывать границу с Арменией, пока последняя не согласится вернуть Нагорный Карабах под власть Азербайджана.

Кого волнует мнение азербайджанцев?

На самом деле, многих, и не только их «турецких братьев». Азербайджан обладает на Каспийском море одними из крупнейших в мире запасов нефти. Соответственно, у Европы, отчаянно стремящейся снизить зависимость от России, как от поставщика энергии, в Азербайджане есть стратегические интересы. Евросоюз рассматривает его как ключевой источник нефти для трубопровода Nabucco, который должен уже в 2014 году начать поставлять нефть в Западную Европу через Турцию в обход России.

Таким образом, Россия тоже в игре?

Да, в большой степени, хотя отношение Кремля к армянской проблеме довольно загадочно. С одной стороны, Армения – пророссийский островок на Кавказе, и в этом качестве важна для России, которой нравится чувствовать себя старшим братом. Ей совершенно не нужно, чтобы Армения последовала примеру соседней Грузии и стала бастионом Америки в регионе. Российское общественное мнение также предпочитает христианскую Армению мусульманскому Азербайджану – фактор, который кремлевские лидеры-популисты вынуждены принимать во внимание. В то же время, Кремль не хочет настраивать против себя Азербайджан, также входивший в состав СССР, и Турцию. Таким образом, он будет поощрять сближение Армении с Турцией.

Что будет дальше?

Подписание договора станет вехой в истории армяно-турецких отношений, но не ее концом. Его еще должны ратифицировать парламенты в Ереване и Анкаре, причем ни в том, ни в другом положительные результаты голосования не гарантированы. Что же касается совместной комиссии, которая должна будет выяснить, что случилось в Первую мировую войну, важным будет вопрос о том, кто войдет в ее состав и чем конкретно она будет заниматься. В итоге, она может так и не собраться. Но если даже она не соберется, открытие границы между странами – событие, значение которого далеко выходит за пределы региона. Какие бы сомнения ни чувствовала та или иная из сторон, подписание этого договора – определенно хорошая новость.

Сможет ли договор покончить с многолетней ненавистью?

Да

*Что бы ни говорила армянская диаспора, все больше людей в Армении хотят торговать с Турцией и ездить в нее.

*Историки по обе стороны границы все чаще сомневаются в «официальных» версиях истории.

*Турция понимает, что она не сможет вступить в ЕС, пока не «разморозит» отношения со своим восточным соседом.

Нет

*Националисты обеих стран твердо намерены помешать примирению, и будут стараться повлиять на парламенты.

*Даже если парламенты ратифицируют договор, существующие много десятилетий взаимные враждебные чувства от этого не исчезнут.

*Пробудив несбыточные надежды, договор может, парадоксальным образом, в итоге только усугубить ситуацию.