29-летняя Маргарита Симонян, встречающая меня в кожаной куртке и джинсах, является главным редактором телеканала RT – глобального телевизионного новостного агентства, вещающего на английском языке и соперничающего с такими гигантами как BBC World News и CNN. Что еще важнее, она на этой работе уже четыре года.
«Это не так уж и необычно в России, хотя для Запада это странно, - говорит она. – Существует огромный разрыв поколений между журналистами советской школы и новыми журналистами. Мы выросли, работая не над пропагандой, а над новостями, мы выросли в новой России. Когда Советский Союз развалился, телевидение обнаружило, что проще нанять 16-18-летних подростков и научить их всему с нуля, чем заново учить людей старшего поколения».
Симонян начала свою телевизионную карьеру в 18. У нее есть друг, которого назначили нью-йоркским корреспондентом телеканала «Россия» в возрасте 22 лет, и еще один, которого поставили во главе 24-часового новостного телеканала, когда ему было 25.
Симонян говорит, что есть множество вещей, которые считаются нормальными в России, но которые сочли бы «странными» в Британии, и именно поэтому одной из задач RT является попытка наладить взаимопонимание. «Россия никогда не умела толком объяснить себя иностранцам», - говорит она.
Она пытается изменить эту ситуацию с помощью эфиров RT (ранее известного как Russia Today), принадлежащего государственному новостному агентству РИА «Новости». Она говорит, что телеканал существует, чтобы «поделиться с миром российской точкой зрения». Государство «совершенно» не вмешивается в редакционную политику телеканала, говорит она, а финансирование RT получает от Госдумы, что означает, что «оно не идет напрямую из Кремля в наши карманы».
Она дерзко замечает, что британскому МИДу не о чем жаловаться, когда речь идет об эфирах телеканала BBC World News. "Ни один из сюжетов на BBC World News не отличается от британской внешней политики», - говорит она. RT прилагает множество усилий, чтобы находить истории и снимать сюжеты, отличающиеся от эфира BBC и CNN.
Поэтому RT снимал репортажи о массовых протестах в Грузии, происходивших за год до российского вторжения в 2008 году. «Там были десятки тысяч людей, собравшихся вокруг здания парламента. Их разогнали с использованием слезоточивого газа, резиновых пуль и звуковых машин”, - рассказывает она, добавляя, что на тот момент остальные мировые телерадиовещательные компании просто проигнорировали эту историю.
Телеканал может похвастаться растущим присутствием в Северной Америке и недавно там была показана история американской женщины-солдата, сбежавшей в Канаду, чтобы не служить в Ираке.
Но RT до сих пор не удается найти свою аудиторию в Британии, и это несмотря на то, что одним из звездных ведущих телеканала является бывший диктор Sky News Кевин Оуэн (Kevin Owen), получивший в прошлом году российский эквивалент премии Emmy за свою работу. RT заключил контракт с рекламным агентством McCann Erickson, чтобы повысить узнаваемость брэнда.
Телеканал должен заинтересовать британских зрителей хотя бы потому, что в британском обществе вращается так много влиятельных русских. В лондонском бюро телеканала работают четыре человека под руководством британской журналистки Лоры Эммет (Laura Emmett). Миллиардер Александр Лебедев, владеющий газетой London Evening Standard, дал телеканалу ряд интервью. Есть и более спорные фигуры из мира российского бизнеса, ныне живущие в изгнании в Британии. Среди них Евгений Чичваркин, Борис Березовский и лидер чеченских сепаратистов Ахмед Закаев. Симонян пристально следит за делом Чичваркина, которого разыскивают в России за похищение человека.
Она признает, что расхожее мнение о России за рубежом 'гораздо хуже, чем мне хотелось бы', и что 'как у каждой страны в переходном периоде' у России есть 'реальные проблемы', такие как 'пандемическая коррупция на всех уровнях' и последствия экономических провалов правительства. Она утверждает, что люди, которые регулярно смотрят RT, заметят, что телеканал не боится транслировать сюжеты, бросающие вызов режиму Дмитрия Медведева.
Еще одним болезненным вопросом в России является убийство журналистов, таких как Анна Политковская, которую убили в лифте ее многоквартирного дома в 2006 году. Симонян говорит, что эта проблема не нова. В 1995 году популярный ведущий российского телевидения Влад Листьев был застрелен на ступеньках своего подъезда, и заказчик этого убийства так и не был найден. 'Люди не перестали быть журналистами или писать смелые репортажи, - говорит она, объясняя, почему не боится продолжать работу. - Я всегда знаю, что угроза существует, но если думать об этом постоянно, то лучше сменить профессию'.