Визит премьер-министра Китайской Народной Республики Вен Жибао в Северную Корею, в то время как вашингтонские власти отходят от устоявшейся традиции принимать у себя духовного лидера Тибета Далай Ламу является ещё одним признаком, который, по мнению аналитиков, указывает на возрастающую мощь Китая.
«Впервые за последние 18 лет президент США не предоставил аудиенцию Далай Ламе, что, конечно, является весьма символичным прецедентом», писала на прошлой неделе газета «Наньфанг Дэйли» (Nanfang Daily). “Это указывает на растущую роль Китая в международных делах”, добавляет автор статьи.
Президент США Барак Обама нанесёт свой первый визит в Китай в ноябре этого года. По всей видимости, он предпочёл провести свою встречу с духовным лидером Тибета после визита, поскольку пекинские власти неодобрительно относятся к поездкам Далай Ламы в другие страны, в ходе которых он высказывается в пользу независимости Тибета.
«Мир всё более нуждается в Китае, и если США хотят всопользоваться его влиянием, тогда они тоже в нём нуждаются. В сравнении с этим пропагандистские поездки Далай Ламы по миру теряют значение», пишет эксперт.
Как считают многие обозреватели, Обаме нужно заручиться поддержкой Китая по ряду международных вопросов, в том числе и по проблеме ядерной угрозы, исходящей от Северной Кореи.
Выглядит достаточно смешно, что Вашингтон готов прогнуться перед Пекином в столь важном вопросе в рамках будущего визита Обамы в Китай, в то время как правительство этой страны продолжает поддерживать своего давнишнего друга и бросать вызов мировой общественности.
На следующий день после впечатляющего военного парада, посвящённого 60-й годовщине провозглашения Китайской Народной Республики, председатель правительства этой страны Вен Жибао (Wen Jiabao) направился в Пхеньян, чтобы встретиться с северокорейским лидером Ким Чен Иром.
Китайский премьер принял участие в пышных торжествах по случаю 60-летия установления дипломатических отношений между обеими странами.
Визит был отмечен множеством мероприятий, символизирующих дружбу между двумя соседними странами, сумевшими стать идеологическими союзниками.
Вен Жибао посетил восточное кладбище Пхеньяна, где отдал дань памяти китайских солдат, погибших во время Корейской войны (1950-1953). Эта церемония воскресила воспоминания о конфликте с Соединёнными Штатами, в ходе которого Китай оказал самую широкую поддержку своему коммунистическому соседу.
Китайские пользователи интернета высказались в поддержку визита своего премьера в Северную Корею.
«Это должно вдохнуть уверенность в Северную Корею. В то время как мировые державы пытаются её изолировать, наш премьер-министр отправился туда, чтобы дать им надежду», написал один пользователь на известном интернет-форуме “Tianya”.
Кроме того, Вен Жибао пообещал северокорейскому президенту помощь и бóльшую политическую поддержку на мировой арене.
Северная Корея произвела ряд запусков ракет и осуществила подземные ядерные испытания в начале этого года, что вызвало принятие санкций со стороны ООН. Совет Безопасности ООН запретил оказание любой поддержки этой стране, за исключением гуманитарной помощи.
В ходе своего визита Вен Жибао заявил, что Китай возьмёт на себя все расходы по строительству нового моста над пограничной реке Ялу. Оба руководителя подписали договорённости о сотрудничестве в области образования и туризма, в рамках которых Китай обязуется предоставить 200 миллионов долларов.
Руководство Южной Кореи и Япония высказало свою озабоченность в связи с тем, что китайская помощь может нарушить нынешний режим санкций, введённый ООН.
Президент Южной Кореи Ли Мён Бак (Lee Myung-bak) и новый премьер-министр Японии Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama) подчеркнули, что международные санкции против Северной Кореи должны действовать до тех пор, пока не будут предприняты «особые действия» в отношении её ядерной программы.
Оба лидера встретились в конце прошлой недели в Пекине с китайским премьер-министром. Одной из ключевых тем встречи была помощь Северной Корее. Ли Мён Бак заявил затем представителям прессы, что участники едины во мнении относительно «необходимости достижения всеобъемлющего и глобального решения» ядерной проблемы.
Вместо принятия всё более жёстких мер руководители Южной Кореи и Японии согласились предложить КНДР исключительный пакет помощи в обмен на свёртывание её ядерной программы. Это предложение обсуждается с момента возобновления в 2003 году переговоров о северокорейской ядерной программе.
В апреле этого года КНДР покинула стол переговоров.
Когда Вен Жибао посетил Северную Корею в начале текущего месяца, власти этой страны заявили, что Пхеньян вернётся за стол шестисторонних переговоров (Китай, Республика Корея, КНДР, США, Япония и Россия), но сначала потребовали прямого диалога с США.
Будучи крупнейшим торговым партнёром и непоколебимым политическим союзником Северной Кореи, Китай выступает в качестве главного действующего лица, способного убедить Пхеньян вернуться за стол переговоров. Тем не менее, как считают некоторые эксперты, США могут не оказаться готовыми к прямым переговорам с Ким Че Иром.
Возможность прямого диалога сталкивается с тайными намерениями Вашингтона сдержать растущий политический вес Китая, считает Ли Кайшен (Li Kaisheng), эксперт по международным отношениям Сянтанского университета (центральная провинция Хунань).
«Как только Соединённые Штаты установят официальные связи с Северной Кореей, им придётся столкнутся с необходимостью покончить с пережитками «холодной войны» на Корейском полуострове и вывести оттуда свой воинский контингент, а Вашингтон этого делать не хочет», написал Ли Кайшен в одной из колонок на сайте www.sina.com.
После решения Нобелевского комитета о присуждении Бараку Обаме премии мира за его усилия и обещания построить мир свободный от ядерного оружия, спрос с американского президента будет особый. С него будут требовать, чтобы обещания были выполнены.
Правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) со штаб-квартирой в Нью-Йорке уже обратилась к Обаме с просьбой вступиться за китайских правозащитников и активно обсуждать соблюдение основных свобод и прав человека в Тибете.
«С присуждением Нобелевской премии мира на Обаму возлагается особая ответственность по защите борцов за права человека, находящихся в заточении и преследуемых за свою деятельность», указал исполнительный директор HRW Кеннет Рот (Kenneth Roth).