Во вторник российский премьер-министр Владимир Путин посетил с визитом Китай - чтобы США не слишком уж расслаблялись. А то вдруг Вашингтон совсем уже уверился, что Россия снова играет на его стороне. Безусловно, Барак Обама добился определенного прогресса в «перезагрузке» отношений с Москвой. Американский президент уже пожал плоды своих решений, добившись большей уступчивости России в иранском вопросе. Однако визит Путина в Пекин, который так удачно совпал с приездом Государственного секретаря США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) в Москву, призван подчеркнуть тот факт, что России имеет возможность выбирать.
Во вторник Москва увлеченно подписывала с Китаем торговые сделки на миллиарды долларов. Она также завела речь о постепенном переходе во взаимных расчетах на юани или рубли вместо долларов. Путин примет участие в заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества – объединения, чьей целью по всеобщему мнению является вытеснение США из Центральной Азии. В 2005 году американцев выдворили с военной базы в Узбекистане. В феврале после махинаций России Киргизия также попросила американцев удалиться, хотя это решение было отменено – до поры до времени.
Подобные тенденции наводят на мысль, что самые грозные авторитарные государства мира решили объединиться. Очень похоже, что Большая игра в Центральной Азии идет не так, как хотелось бы Вашингтону. Однако было бы преувеличением заявлять об общности китайских и российских интересов. По правде говоря, Москва и Пекин по большей части остаются соперниками, а не партнерами, что служит большим утешением для Вашингтона. Китай, экономика которого, в отличие от российской, все еще движется вперед, недавно стал поигрывать мускулами, заключив с Казахстаном и рядом других государств Центральной Азии несколько крупных сделок на поставку углеводородного сырья. В декабре Туркмения начнет поставки в Китай газа, запустив новый газопровод. Москва же крайне настороженно относится к росту влияния Китая в Центральной Азии, поскольку расценивает этот регион как «сферу привилегированных интересов».
Россия также сильно опасается за третью часть своих территорий – редконаселенные восточные регионы, где проживают всего лишь 6 миллионов человек, в то время как с другой стороны российско-китайской границы находятся 1,3 миллиарда.
Россия и Китай вдохновенно беседуют о мультиполярном мире. Но оба государства понимают, что у Китая куда больше прав претендовать на статус великой державы. Единственные козыри в руках Москвы - это богатые запасы нефти и газа, а также ядерное оружие. Россия хотела бы освоить огромный восточный рынок, создав тем самым противовес европейскому - и Китаю, разумеется, нужны энергоносители. И все же Россия будет набивать себе цену. Время, когда Дракон ляжет рядом с Медведем, еще не пришло.