Влад Путин (известный также как «Отравитель») не так уж и крут, как кажется. Он мечтает о славе и могуществе для России. Именно поэтому он только что заявил, что не видит ничего страшного в том, что Ахмадинежад и его друзья-двунадесятники (с их культом самоубийства) обзаведутся ядерным оружием. На самом деле, Путин просто глуп. В конце концов, как и все советские лидеры, добиваясь величия, он причинит вред собственному народу.
Российский комплекс неполноценности – сквозной мотив европейской истории. Он существовал всегда, но обычно его возводят к Петру Великому, сделавшему отчаянную попытку перетащить имперскую Россию в 17 век (так в тексте, - прим. перев.). Петр ездил в Нидерланды изучать судостроение и прочие новые технологии – именно поэтому у российского флага одни цвета с голландским. Позднее многие русские считали, что коммунизм даст им возможность обогнать Европу и Америку и стать самой прогрессивной нацией в мире.
Путин назвал коллапс советской империи (разрушенной собственными внутренними противоречиями) величайшей катастрофой двадцатого века. Он был неправ. Как до сих пор помнят поляки и чехи, это было великое благо. В Западной Европе об этом тоже успели забыть далеко не все. Как бы они там ни любили негодовать в адрес Соединенных Штатов, как только припрет, они всегда бегут к дяде Сэму.
Сейчас Путин тешит национальное эго, отчаянно пытаясь вновь сделать Россию великой державой. Вот к чему приводит комплекс неполноценности – он заставляет людей надуваться от ложного величия. То же самое мы можем видеть сейчас в Белом доме. За одним исключением – чудовищно слабая воля Обамы для Путина означает возможность что-то выгадать. То есть, в этой игре дураки играют против дураков.
Что не так в рассуждениях Путина? Владимир Путин утверждает, что его Российская Империя, версия 2.00, способна предотвратить любой ядерный удар Ирана. К сожалению, это самообман. Дело в том, что, если Россия играет на международной арене в шахматы, то Ахмадинежад и его имам Мохзен Язди играют в русскую рулетку с мученичеством во имя Аллаха.
В прошлом над Россией уже одерживали верх те, кто играл по другим правилам. В1904 году Японская Империя разбила Российскую Империю. Царь был шокирован: противник с самого начала проигнорировал европейские правила ведения войны, даже не стал ее объявлять, перед тем, как напасть. Россия оборонялась и затягивала войну, в то время как Япония, неуклонно напирала. Последователи бусидо были рады умереть во славу своего Божественного императора, в то время как российские солдаты и матросы были не столь фанатично преданы царю Николаю, который через 13 лет будет свергнут, после чего его вместе со всей семьей расстреляют большевики, положив конец четырем столетиям (так в тексте, - прим. перев) правления Романовых.
Однако Россия так и не поняла, что воины-смертники, играющие не по правилам, обладают неотъемлемым преимуществом перед игроками в шахматы. Шахматисты обычно не готовы умирать. Путинская стратегия «упреждающего ядерного удара» базируется на уверенности в том, что русские так хорошо осведомлены о происходящем в Тегеране, что смогут предсказать и предотвратить тот критический момент, когда зависший над ядерной кнопкой палец Ахмадинежада опустится, и ракеты взлетят. Однако никто не знает, когда именно это случится. Возможно, не знают даже сами хомейниаки. Два месяца назад иранских студентов избивали на улицах Тегерана «басиджи» и «стражи революции». Режим нестабилен. Запустил ли бы Гитлер ракеты, если бы ему грозила опасность быть свергнутым в результате заговора юнкеров? Конечно. А Тодзио? Разумеется. А Ахмадинежад?
Кто знает? Владимир Путин уверяет, что он-то знает точно. В действительности же он надеется на то, что (a) благодаря Тегерану, Россия оттеснит американцев и усилит свое влияние на ближнем Востоке; (б) неизбежная ядерная гонка между арабами-суннитами и новым персидским ядерным халифатом позволит России пополнить свои сундуки золотом, координируя нефтяные цены с ОПЕК.
Оба расчета предполагают рискованную игру с множеством человеческих жизней на кону. Путин выпускает из бутылки ядерного джинна, но ему не стоило бы забывать о том, что джинн – дух персидско-арабский, и мышление персидского и арабского миров до сих пор во многом подвластно фантастическому. Россия же по типу мышления европейская страна, несмотря на принадлежащие ей огромные территории в Азии. В настоящий момент арабы и персы переживают масштабное возвращение в Средние века – ко временам, когда мусульмане за три поколения захватили весь известный им мир. Просто они были готовы умереть за Аллаха, в то время как персы и византийцы умирать не хотели. Тегеран сейчас возвращается в это самое прошлое, а Саудовская Аравия никогда его и не покидала.
Путинское покровительство ядерной программе Тегерана может стать величайшей стратегической ошибкой в истории – в смысле, вообще в мировой истории. В ближайшую пару лет на Ближнем Востоке начнется гонка вооружений, которую умные люди отчаянно пытались предотвратить. Именно поэтому Саудовская Аравия не разрабатывала ядерное оружие – ее правители помнили о давней исторической неприязни между суннитами и шиитами и боялись гонки вооружений. Саудитам не хотелось видеть иранские ракеты в пятидесяти милях от своих нефтяных месторождений и в пяти сотнях миль от Мекки и Медины. Однако, возможно, сейчас у них не останется другого выбора. Если учесть, что они финансировали пакистанскую ядерную программу, чтобы получить бомбу им достаточно снять телефонную трубку.
Ситуации на Ближнем Востоке не дают взорваться только усилия Америки. Стоило Обаме начать играть в Джимми Картера (Jimmy Carter), как доверие к нашему защитному зонту заметно упало. А без доверия наши оборонные гарантии странам НАТО, Японии, Тайваню, странам Ближнего Востока не устоят. Если же европейцы не смогут больше рассчитывать на защиту Америки от стратегической угрозы, им придется обратиться к единственной оставшейся альтернативе – к России. В итоге в следующее десятилетие им придется вырабатывать в себе политическую волю и разрабатывать оружие на случай, если понадобится угрожать ответным ударом. Кроме того, они, как и весь остальной индустриальный мир, начнут с максимальной скоростью создавать системы противоракетной обороны.
Усилиями Путина и Обамы мир намного ближе, чем раньше подошел к пропасти. Удивительно, что все же делает с людьми комплекс неполноценности.