Нужно привыкнуть к этому факту: Турция меняется. Эти изменения являются глубокими и носят стратегический характер. Это не очень хорошо, но с этим можно жить.
Телесериал, в котором израильские солдаты стреляют в палестинских детей, транслируемый по турецкому телевидению, ничем не хуже тех сериалов, которые ежедневно показывают по египетским каналам. И что? Мы же не требуем отменить мирный договор с Каиром.
Нет, мы учимся жить с этим. Обходить подводные камни. Находить иные способы сотрудничества, связанные с нашими общими интересами. Потому что мир с Египтом это одна из наших важнейших стратегических ценностей, несмотря на то, что это холодный мир. Так и отношения с Турцией (в основном, в военной сфере) очень важны для нас. И мы не имеем права так вот запросто от них отказываться. Ничего не поделаешь. Такова ситуация в нашем ближневосточном квартале. Мы здесь не слишком популярны. И, судя по тому, как складываются дела, не станем популярнее в ближайшем будущем.
Традиционные элиты в Турции постепенно теряют силу. Армия уже не контролирует все государство, как это было когда-то. Дипломатическая элита отодвинута в сторону. Их место занимает ислам. Поднимает голову нео-оттоманская идеология. В Турции все чаще ведутся разговоры о возрождении былого величия. Турецкая внешняя политика все больше сосредотачивается на ближневосточном регионе и на соседних мусульманских государствах – в ущерб отношениям с Западом и Европой.
Это подлинные и глубокие изменения, которые происходят в турецком обществе. Исламский фактор усиливается за счет идеологии Ататюрка, которая легла в основу современного турецкого государства. Кстати, по мнению турок, в Израиле происходят подобные же явления: более радикальные религиозные течения занимают место левой идеологии, сторонников мирного урегулирования конфликта осталось очень мало, правые пришли к власти. Как говорится, каждый видит то, что он хочет видеть.
Поэтому следует взвешенно и спокойно отнестись к происходящему. Испорченные отношения очень трудно бывает восстановить.