Рост свобод в Советском Союзе внушил странам Восточной Европы надежду, однако главной причиной того, что случилось в 1989 году, стали перемены во внешней политике СССР.
На 19-й конференции коммунистической партии и позднее в декабре того же года в ООН Михаил Горбачев провозгласил, что граждане любого государства вправе сами выбирать в какой из систем они хотят жить. Это, добавил он, - «универсальный принцип», из которого не существует исключений... Свое выступление в ООН он осознанно выстраивал как «Фултонскую речь наоборот». Он рассчитывал положить конец расколу Европы и мира, о котором драматически заявил в марте 1946 года Уинстон Черчилль в своей речи в американском городе Фултон.
Решительный отказ от «доктрины Брежнева», приняв которую советское руководство присвоило себе право вторгаться в страны Варшавского пакта для «защиты социализма», был необходимым условием перемены режима в 1989 году. Какую бы важную роль не сыграли Рональд Рейган и папа Иоанн-Павел II (триумфальное возвращение которого в родную Польшу в 1979 году изрядно помогло подъему движения «Солидарность»), ни военная мощь Рейгана, ни моральный авторитет папы не могли повергнуть коммунизм.
Именно обитатели Кремля, а не Белого дома или Ватикана, закрыли двери для перемен в Восточной Европе. И только они могли их открыть.
В 1989 году переменам в Восточной Европе способствовало сочетание массового общественного недовольства, деятельности возникающих оппозиционных организаций и отдельных личностей – таких как Лех Валенса (Lech Walesa) и Вацлав Гавел (Vaclav Havel), а также – по крайней мере, в Венгрии - усилий сторонников реформ в коммунистическом руководстве (в особенности в лице Имре Пожгаи (Imre Pozsgay)).
<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> В эту годовщину события 1989 года составляют важную часть картины, однако далеко не всю картину в целом. Ключевые решения, сделавшие возможными то, что произошло в 1989 году, принимались на год раньше, и не в Варшаве, Будапеште, Берлине или Праге, а в Москве.