Россия, Белоруссия и Казахстан отказались от попыток вступить во Всемирную торговую организацию как единый Таможенный союз после того, как члены ВТО дали понять, что подобный беспрецедентный шаг затянет переговоры на несколько лет.
Этот ход – редкая возможность увидеть, как премьер-министр Владимир Путин не сумел одержать верх во внутреннем политическом споре.
По окончанию очередного раунда консультаций, прошедшего в женевской штаб-квартире ВТО, последовало заявление Максима Медведкова, настоящего ветерана переговорного процесса по вступлению России в ВТО, что три страны возобновят переговоры о присоединении как отдельные государства. Однако они будут вести переговоры исходя из проекта Единого таможенного тарифа, который будет введен в начале следующего года. Кроме того, они будут стремиться присоединиться к ВТО одновременно.
«Сегодня мы снова в деле», - сообщил Медведев. – «Скорейшее завершение процесса вступления [в ВТО] остается нашей стратегической целью». Однако от него не удалось добиться ответа на вопрос, как долго продлятся переговоры, начатые всеми тремя государствами в середине девяностых годов прошлого века.
Россия – самая крупная экономика, которая остается за пределами Всемирной Торговой Организации, стоящей на страже интересов своих 153 государств-членов. По словам Медведкова, переговоры о присоединении были уже близки к завершению, когда Путин заявил, что Москва отзывает свою индивидуальную заявку на вступление в ВТО и подает совместную заявку вместе с членами предполагаемого Таможенного союза.
Никакие объединения государств и никакие таможенные союзы никогда не пытались вести переговоры о вступлении в ВТО, поэтому многие, включая генерального директора ВТО Паскаля Лами (Pascal Lamy), сочли данный шаг признаком ослабления желания России присоединиться к организации.
В июне Путин заявил, что Россия отзовет свою заявку и будет пытаться вступить в ВТО только совместно со своими партнерами по Таможенному союзу – Казахстаном и Беларуссией. Это решение удивило участвовавших в переговорах представителей США и Европейского союза, надеявшихся, что в этом году продолжительные усилия России увенчаются успехом.
Однако месяцем позже российский президент Дмитрий Медведев, в целом считающийся менее влиятельным, чем Путин, занял противоположную позицию, заявив, что вступление в организацию по отдельности будет «проще» и «более реалистичным». Это несовпадение мнений завело ситуацию в тупик и поставило под вопрос дальнейший курс действий.
«Было полнейшее замешательство», - рассказывает редактор московского журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – «Причины непонятны, но в этом случае, пожалуй, можно найти различия между подходами Медведева и Путина».
По словам Эндрю Качинса (Andrew Kuchins), эксперта по вопросам российской политики Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, неразбериха с ВТО «позволяет предположить, что в Кремле и впрямь есть некоторая разница между теми, кто поддерживает экономическое преобразование и интеграцию в мировую экономику и теми, кто не слишком к ним расположен».
Максим Медведков заявил, что Москва не будет поднимать максимальные пошлины, решение о которых было принято в ходе двусторонних переговоров с торговыми партнерами, проходивших в рамках процесса вступления в ВТО. Казахстану придется пересмотреть ряд вынесенных в ходе двухсторонних переговоров решений, поскольку согласованные ранее пошлины ниже запланированного Единого таможенного тарифа.