Президент Дмитрий Медведев согласился встретиться с лидерами парламентских фракций, выразивших протест против фальсификаций на выборах. "Для россиян это знак, что президент слаб. Это может привести к дестабилизации ситуации", − сказала "Gazeta Wyborcza" Ольга Крыштановская.
Три парламентские фракции в среду бойкотировали заседание Думы в знак протеста против фальсификаций на локальных выборах в России. Представители Кремля отказались удовлетворить требования протестующих коммунистов, партии Владимира Жириновского и "Справедливой России", повторяя, что президент найдет для них время не раньше вторника. В ответ депутаты грозили, что пока Медведев их не примет, они не будут принимать участия в заседаниях нижней палаты парламента.
Вчера Кремль сдался: Наталья Тимакова, пресс-секретарь президента, пообещала, что встреча может состояться раньше, а президент поговорил по телефону с Жириновским и лидером коммунистов Геннадием Зюгановым. После этой уступки "жириновцы" и "справедливороссы" объявили, что примут участие в пятничных заседаниях Думы. Коммунисты же решили продолжать бойкотировать работу парламента, заявив, что вернутся туда только после встречи с Медведевым.
Они требуют созвать следственную комиссию для изучения случаев нарушений закона на прошедших в воскресенье выборах и хотят, чтобы губернаторы тех регионов, где отмечены наибольшие злоупотребления, на время расследования были временно отстранены от должностей.
По их мнению, глава ЦИК Владимир Чуров должен быть отправлен в отставку. Коммунисты требуют также предоставить им возможность высказать свои аргументы на государственном телевидении.
Протесты против злоупотреблений на выборах проходили не только в Думе. В Астрахани активисты партии "Справедливая Россия", созданной всего несколько лет назад кремлевскими политтехнологами, решились на неслыханный в России шаг, устроив на берегу Волги, как она сами говорят "маленький Майдан". Они поставили там несколько палаток и начали протест против результатов выборов мэра, которые официально выиграл кандидат от "Единой России". Как сообщил "Радио Свобода" один из лидеров СР Олег Шеин, люди протестуют, так как "не хотят жить под контролем организованной преступной группировки, пришедшей к власти с использованием силы". По его мнению, во время предвыборной кампании сторонники "Единой России", путинской партии власти, "похищали людей, прокалывали шины машин, на которых были наши плакаты, врывались по ночам в квартиры, на балконах которых стояли наши транспаранты, а начальнику нашего предвыборного штаба в окно бросили бутылку с зажигательной смесью".
Вацлав Радзивинович: Грозит ли России цветная революция?
Ольга Крыштановская: Я так не считаю, хотя поводы, конечно, есть. То, что обычно называют цветной революцией, по своей сути является революцией электоральной, вызванной возмущением от фальсификаций на выборах. К сожалению, в России сложилась такая парадоксальная система, в которой люди ходят на выборы, но не верят, что они имеют значение. Наши исследования показывают, что только около 13 процентов россиян, принимающих участие в выборах, считают, что их голос влияет на результат. На Западе этот показатель составляет 65-75 процентов.
Так что протест трех партий, бойкотировавших заседание Думы в среду, это никакая не оранжевая революция, а от силы бледно-оранжевые настроения. У этого протеста нет шансов на поддержку разгневанных масс.
Люди ворчат, кто-то говорит, что Владимир Жириновский молодец, потому что власти наверняка фальсифицировали результаты выборов, но нет такой силы, которая могла бы консолидировать это ворчание.
− Коммунисты обещали, что соберут своих сторонников в воскресенье в центре Москвы, Жириновский тоже грозится. Российский майдан, организованный красными и коричневыми…
− Какой там!..
− Тогда скажите, под какими портретами собралась бы такая толпа?
− Ха-ха-ха! Некому бы было нести портреты Сталина, потому что народу собралось бы слишком мало. В августе я проводила опросы в регионах, оказалось, что люди считают, что власти все делают плохо, действуют в своих интересах, а не в интересах народа, но одновременно все любят Владимира Путина!
Когда их спрашивали, какая партия выражает их интересы, они отвечали, что партия власти, т.е. "Единая Россия", потому что они верят Путину. Никто не называл партию Жириновского, коммунистов называли лишь отдельные люди.
− Тогда почему депутаты трех партий решились протестовать? Они поддались эмоциям?
− Да, это тоже часть нашей политической культуры. В России еще не было такого случая, чтобы после выборов проигравший пожал руку победителю и поздравил его, всегда поднимается шум, что это фальсификации и заговор. В том, что сейчас происходит в Думе, есть и политический смысл. Жириновский, как человек умный, многие годы служащий Кремлю, решил вторить Дмитрию Медведеву, публично подтвердить заверения президента о том, что у нас развиваются демократия и плюрализм, что существует настоящая парламентская оппозиция, а не только маргинальное подполье типа Михаила Касьянова или Гарри Каспарова, что выборы − это настоящая борьба.
− Если это игра, в которой Жириновский или лидер коммунистов Геннадий Зюганов решили выступить в новых для себя ролях настоящих демократов, то Медведев тоже принимает в ней участие.
− Действительно, меня удивил факт, что президент, пойдя на встречу парламентским бунтарям, согласился с ними встретиться. Если бы президентом был Путин, он никогда не сделал бы ничего подобного. Он всегда придерживался правила, что никогда нельзя поддаваться чьему-либо давлению, и благодаря этому он неизменно пользуется огромной поддержкой россиян. Медведев же уступил. Для россиян это знак, это он податливый, слабый. Я опасаюсь, что это может привести к дестабилизации ситуации. Фундаментом стабильности у нас является страх перед сильным лидером, который может покарать, а если можно встать и выйти из Думы, а потом еще быть принятым президентом, который выслушает твои аргументы, это сигнал, что на власть можно давить. Это у нас означает дестабилизацию.
− Сегодняшние газеты пишут, что такой человек, как Жириновский, питающийся многие годы с руки Кремля, не способен на такую смелость: самостоятельно бросить вызов партии Путина. Он бы не взбунтовался без сигнала из Кремля…
− Я с этим не согласна. Кремль сейчас пуст, там нет никого, кто мог бы устроить такую сложную, а при этом рискованную, интригу. Конечно, протест против результатов выборов пробуждает оранжевые настроения, а их панически боятся все в верхних эшелонах российской власти.
Я думаю, что хитрый Жириновский, интуитивно чувствующий пожелания власти, часто угадывающий настроения правителей, пришел к выводу, что сейчас важен тренд на либерализацию, и сел в трамвай, которым, как он полагает, хочет управлять Медведев, поэтому он и нападает на партию Путина.
− Он почувствовал, что тандем, управляющий страной, дал трещину?
− Если бы Путин сидел на троне, никто бы не осмелился поднять бунт, но он сейчас находится несколько в стороне. Парламентские бунтари оказывают президенту медвежью услугу. У нас есть силы, которые хотят ослабить Медведева, показать, что он мягок, а это в глазах россиян является доказательством, что он хуже жесткого Путина. Бунт в Думе − это в действительности прелюдия к президентским выборам 2012 года, об участии в которых думают и президент, и премьер.
* Ольга Крыштановская – автор фундаментальных работ, посвященных российской элите, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН.