США
Наиболее пристальное внимание аккредитованные в России американские корреспонденты уделили теме, связанной с решением администрации США отказаться от размещения ПРО в Восточной Европе, а также позиции Москвы по иранскому вопросу. Другие аспекты внешнеполитической деятельности России обсуждались в связи с визитом У.Чавеса в Москву и усиливающимся давлением Кремля на Украину.Проблемы экономического и внутриполитического характера интересовали корреспондентов в меньшей степени. Так, несколько публикаций было посвящено решению В.В.Путина допустить иностранные компании к работе в энергетической отрасли страны, дестабилизации ситуации на Северном Кавказе, расследованию убийства А.Политковской и инициативе Д.А.Медведева по борьбе с пьянством в России. Подавляющее большинство корреспондентских материалов написаны в негативном ключе и с изрядной долей критики и скептицизма.
Реакция Москвы на отказ США от строительства ПРО в Польше и Чехии и ее позиция по иранскому вопросу стала наиболее популярной темой корреспондентских статей. При этом большинство авторов отмечали, что решение Б.Обамы было оценено Москвой как 'исправление старой ошибки' и Россия в ответ не станет менять свою политику по Ирану.
Оценки журналистов несколько смягчились после выступления Д.Медведева на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Авторы признали, что Россия ответила небольшой оттепелью на резкий поворот в политике США, и допустили, что Москва, возможно, смягчит свою позицию в таких областях, как сотрудничество по безопасности в Европе или переговоры с США по СНВ.
Тем не менее корреспонденты высказали уверенность в том, что позиция РФ по Ирану останется неизменной. Разночтений при оценке визита У.Чавеса в Москву у журналистов не было. Частые поездки президента Венесуэлы в Москву свидетельствуют об усиливающейся политизации взаимоотношений, доходной основой которых является торговля оружием и энергоресурсами.
Каракас чрезвычайно заинтересован в дружбе с Москвой, поскольку это приносит дивиденды не только в сфере ВТС, но и позволяет венесуэльским компаниям 'проникать на новый и потенциально прибыльный рынок'.
Корреспонденты давали достаточно критические оценки позиции России по отношению к Украине. В частности, обращается внимание на то, что в преддверии выборов на Украине Кремль усилил давление на это государство. Причиной такой позиции Москвы корреспондент назвал стремление Киева выйти из сферы российского влияния, подчеркнув, что Россия тем не менее 'твердо намерена вернуть эту бывшую советскую республику под свое крыло'.
Решение В.Путина пригласить иностранные компании на российские газовые месторождения не вызвали у корреспондентов излишнего восторга: этот шаг российского правительства отражает характерную для нефтяного бизнеса долговременную тенденцию: богатые нефтью страны часто стремятся изменить условия контрактов, когда цены растут, и становятся более уступчивыми, когда они падают и сектор начинает нуждаться в капитале и технологиях, чтобы сохранить уровень добычи.
Инициированная Медведевым антиалкогольная кампания освещалась в в том смысле, что президенту едва ли удастся справиться 'с легендарным российским пьянством', поскольку для россиян это 'убийственно серьезный ритуал' и 'многовековая привычка'. Кроме того, у президента просто не хватит ресурсов, чтобы выиграть этот бой, поскольку он является 'всего лишь почтительным продолжателем его давнего ментора - премьер-министра России Владимира Путина'.
Великобритания
Тематика материалов британских журналистов в сентябре продемонстрировала постоянство интересов корреспондентского пула при выборе тем для авторских статей: их внимание оставалось прикованным не только к громким событиям месяца, но и к обстановке на Северном Кавказе, ситуации с правами человека в России (А.Политковская, М.Ходорковский) и вопросу распределения полномочий во властном дуумвирате Медведев - Путин.
Эти темы остаются наиболее востребованными в британских СМИ вне зависимости от наличия или отсутствия информационных поводов. Кроме того, активно продолжала муссироваться история с исчезновением сухогруза Arctic Sea, обрастающая все новыми подробностями и слухами.
Начало сентября ознаменовалось широкой информационной кампанией, сопровождавшей визит российского премьер-министра В. Путина в Гданьск на мероприятия по случаю 70-й годовщины начала Второй мировой войны. Хотя внешнеполитическая тематика, как правило, редко отдается 'на откуп' московским корреспондентам изданий и считается прерогативой штатных обозревателей, московский пул на этот раз принял самое активное участие в обсуждении темы.
Позиции корреспондентов в целом отражали ревизионистские настроения газетного мейнстрима: проводился тезис, что ключевую роль в начале широкомасштабных военных действий в Европе сыграл пакт Молотова - Риббентропа, в результате которого Германия и СССР поделили Европу на сферы влияния. Сталинский режим обвиняли в агрессии против Польши и убийстве тысяч польских офицеров под Катынью.
Кроме того, делались настойчивые попытки увязать историю с реалиями сегодняшнего дня и показать, что имперские амбиции Кремля, как и 70 лет назад, представляют опасность для соседних стран.
Довольно активно в материалах московских корреспондентов обсуждался отказ США от планов размещения ПРО в Восточной Европе. Решение вызвало в целом позитивный резонанс: авторы связывали с ним надежду на улучшение российско¬американских отношений и подвижки в решении важнейших международных проблем.
Предполагалось, что отказ Б.Обамы от планов прежней администрации по ПРО позволит ускорить процесс подписания договора о сокращении ядерных арсеналов России и Америки и поможет добиться согласия Москвы на введение новых санкции в отношении Ирана.
В то же время звучали опасения, что этот шаг Б.Обамы может быть расценен в мире как уступка российскому давлению: Москва может увериться в слабости Б.Обамы, а также в том, что неуступчивость выгодна и что лучший способ получить то, что ты хочешь, - вообще ничего не делать.
Публикация статьи Д.Медведева 'Россия, вперед!' в онлайн-издании 'Газета.Ru' и встречи российского президента и премьера с участниками дискуссионного клуба 'Валдай' вернули на страницы СМИ одну из самых обсуждаемых тем последних месяцев - характер взаимоотношений во властном тандеме Медведев - Путин. Жесткая критика Президента в адрес экономической политики предшественника дала журналистам повод говорить о том, что Д.А.Медведев пытается выйти из тени В.В.Путина, дистанцироваться от его авторитарного стиля правления и утвердиться в качестве самостоятельного политика. Д.Медведева сравнивают с Мартином Лютером Кингом, когда говорят об амбициозных планах президента решить проблему коррупции в России и снизить сырьевую зависимость экономики.
Несмотря на отсутствие значимых информационных поводов, корреспонденты продолжили в сентябре писать о дестабилизации обстановки на Северном Кавказе. Журналисты сошлись во мнении, что новый виток нестабильности на Кавказе спровоцирован жесткой и неэффективной политикой федерального центра в регионе. Подчеркивается, что подобный рост экстремизма может привести к началу гражданской войны в Ингушетии, а также в соседних Чечне и Дагестане, в результате чего Кремль может потерять весь Северный Кавказ.
Наиболее обсуждаемой темой в материалах московских журналистов в сентябре оставалась история с Arctic Sea. Сделан вброс о том, что на борту судна перевозились российские зенитно-ракетные комплексы С-300, предназначенные для продажи Ирану, и что за судном якобы, все время следила израильская разведка. Большой резонанс в британской прессе получил тайный визит премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в Москву, который сразу же связали с делом Arctic Sea.
Некоторые корреспонденты ставят под сомнение версию о возможной перевозке таких сложных зенитных систем, как С-300, на борту обычного сухогруза и предлагают свои 'сценарии'. Однако во всех версиях неизменно присутствует контрабанда оружия, российские спецслужбы и 'не знающий правил' российский анклав Калининград, где, по предположениям журналистов, тайный груз, вероятнее всего, и был помещен на борт судна.
Германия
В материалах московских корреспондентов германских изданий, опубликованных в сентябре, освещались самые разные темы и сюжеты, связанные с внешней и внутренней политикой России, экономикой и бизнесом страны. Примечательно, что в прошлом месяце журналисты смягчили традиционно резкий тон, а в материалах критического толка преобладали ссылки на российских экспертов.
В массиве статей можно выделить и пару публикаций, содержащих крупицу позитивной для имиджа РФ информации.
Подвергнуто критике открытое письмо в адрес лидеров стран Евросоюза, в котором некоторые бывшие европейские политики и представители интеллигенции призвали ЕС предпринять действия, способствующие восстановлению территориальной целостности Грузии.
В послании отмечалось: 'Крупная держава всегда найдет или изобретет повод для того, чтобы вторгнуться в соседнее государство, нарушая тем самым его суверенитет. Мы должны вспомнить, что Гитлер в 1939 году обвинил Польшу в начале военных действий [чтобы оправдать вторжение в эту страну], таким же образом Сталин обвинил Финляндию в 1940 году. Соответственно, в случае Грузии и России решающий вопрос заключается не в том, кто произвел первый выстрел, а, наоборот, в том, какая страна вторглась в другое государство'.
Этот пассаж называют 'наглым упрощением', вписывающимся в формулу: 'Гитлер, Сталин, Путин - все одинаковые, эти господа рано или поздно вторглись в соседнюю страну, какое нам дело до подробностей?' Это отказ от всяких критических размышлений, подчеркнул журналист.
Корреспонденты пишут о сближении Москвы и Вашингтона и положительных изменениях, намечающихся в отношениях двух стран. Говорится о поражении, которое потерпел Кремль нынешним летом на Северном Кавказе. Во-первых, не удалась попытка примирить общество и государственные структуры в Ингушетии. Ю.-Б.Евкуров, вернувшийся в республику после лечения, утратил контроль над правоохранительными силами, в то время как Р.Кадыров получил возможность перенести свой разрушительный поход на территорию Ингушетии.
Провалилась и чеченская модель, ставка в которой делалась на сильного руководителя: правда, Грозный сегодня выглядит современнее любого провинциального города, однако число актов насилия снова увеличивается. Для Кремля опасность главным образом представляет то, что Кадыров стал незаменимым. В Москве не знают ответа на вопрос, что случилось бы, если бы Кадыров был убит в результате теракта у грозненского театра, куда должен был приехать чеченский президент.
Третьим провальным пунктом для федерального центра является, по мнению журналиста, Дагестан, где Москва просто беспомощна: 'Здесь идет латентная гражданская война, и совершенно неясно, что собой представляют ее участники. Согласно официальной точке зрения, правоохранительные органы воюют против исламистских террористов, гордо демонстрируются все новые трупы. Война ведется без всяких правил, людей похищают, убивают и после выдают за террористов. Абсолютно непонятно, кто такие преступники и по чьему приказу они действуют'.
Франция
Профессиональный интерес аккредитованных в Москве корреспондентов французских изданий был сосредоточен на деятельности тандема Президента и Премьер-министра РФ. Важнейшая внешнеполитическая тема - заявление Б.Обамы об отказе от системы ПРО в прежней конфигурации - получила освещение в материалах лишь ограниченной части журналистского сообщества. В информационном массиве присутствовал также ряд статей о состоянии российской экономики и попытках властных структур преодолеть негативную динамику в этой сфере.
Среди внешнеполитических вопросов, вызвавших наибольшее количество комментариев в СМИ, безусловно, выделялся пересмотр американской администрацией своей позиции по 3-му позиционному району ПРО в Европе. Москва всегда рассматривала 'американский противоракетный щит' как угрозу своей безопасности, помещая данную проблему в центр переговоров с Соединенными Штатами.
Пойдя на столь важную уступку, США в диалоге с Россией вправе рассчитывать на компромисс по вопросам сокращения ядерных арсеналов, принятия более жестких санкций к исламскому режиму в Тегеране и ожидают от Москвы запрета на поставку ЗРК С-300 в Иран.
Известный оптимизм, с ее точки зрения, вызвали слова Д.Медведева, произнесенные им на заседании Валдайского клуба, когда президент РФ изъявил готовность обсуждать с заинтересованными сторонами ряд ключевых тем. Однако, как далее указала журналист, 'мало надежды на то, что Россия ужесточит свою позицию по санкциям... Москва видит в Иране прежде всего важнейшего торгового партнера, ключевого игрока в зоне Каспийского моря - стратегическом регионе, изобилующем углеводородными ресурсами.
Информационным поводом для корреспондентов послужила программная статья Д.Медведева в сетевом издании 'Газета.Ru' и последующее заявление премьер-министра РФ о возможных кандидатурах на новый президентский срок.
Говорится, что не стоит делать скоропалительных выводов о 'грядущей войне между президентом и премьером', поскольку Медведев не имеет столь же выраженной 'народной поддержки', как Путин. К тому же вся 'вертикаль власти', которую последний выстраивал на протяжении восьми лет, предполагает наличие на ее вершине вполне конкретного лица.
Кремлю удалось пошатнуть реноме тех экспертов, которые высказывались в пользу неизбежного разрыва этого 'двойственного союза' в силу несоразмерности конституционных полномочий обоих лидеров. Однако перспектива воспользоваться подобным нормативным гандикапом и 'поднять бунт против своего наставника' для Д.А.Медведева будет закрыта через три года.
Утверждение основ демократического общества, стандарты которого позволяли бы 'гарантировать безопасность и развитие', наталкивается на определенное препятствие в лице пресловутого дуумвирата Медведев - Путин. Оба его участника если и не 'крутят педали в разных направлениях', то далеко не всегда действуют в унисон и ориентируются на разные социальные страты.