Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У Грузии больше нечего «урвать», хотя...

Рамаз Климиашвили: Если решится вопрос Карабаха, тогда железная дорога пройдет по Армении.

Саакашвили набукко
Саакашвили набукко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Между прочим, в случае открытия армяно–турецкой границы, что произоидет только после урегулирования карабахского вопроса, кроме железной дороги Грузия теряет еще один экономический рычаг, а именно - участие в проекте "Набукко".

Подписаный Арменией и Турцией 10 октября в Цюрихе протокол об открытии границы имеет огромное значение и для Грузии, и для Азербайджана. Для Азербайджана потому, что Турция является его союзником, и из–за оккупации Арменией Карабаха в 1993 году Турция порвала отношения с Арменией. По каким мотивам сейчас Турция открывает границу с Арменией, имеет большое значение для Баку. В этом случае ясно, что на кону стоит Карабах.

Закономерно то, что на подписании протокола в Цюрихе присутствовали руководители иностранных ведомств Соединенных Штатов Америки, России и Евросоюза. Дело дошло даже до того, что подписание протокола не состоялось в назначеное время. Причиной этому был именно Карабах. Армяне не желали,чтобы этот вопрос был отражен в протоколе, а Турция на этом настаивала. В конце концов, стороны пришли к компромиссу, и, после трехчасового опоздания, министры иностранных дел Турции и Армении, Ахмед Давидоглу и Эдуард Налбандян, украсили документ своей каллиграфией. Теперь парламенты обеих стран должны провести ратификацию данного документа.

Правду говоря, в документе нигде не упоминается Карабах, но Турция все равно связывает открытие границ именно с урегулированием этого вопроса. С таким заявлением вскоре после подписания протокола выступил премьер–министр Турции Реджеб Таип Эрдоган. По его словам, если существующая между Азербайджаном и Арменией проблема будет решена, тогда ратификация будет упрощена. Так что, карабахский вопрос тесно связан с ратификацией протокола.

Как мы отметили выше, цюрихское соглашение очень важно и для Грузии. Дело в том, что если откроется армяно–турецкая граница, Грузия просто–напросто потеряет имидж транзитной страны. Поэтому, те энергетические проекты, которые должны осуществиться, проходя через Грузию, будут переадресованы Армении, так как кратчайший путь проходит именно через Армению.

То, что это действительно так, западная пресса уже писала. В западной прессе прямо сказано, что этот вопрос, с точки зрения энергетических проектов, весьма важен. Имеются в виду именно те проекты, которые должны попасть в Азербайджан через Грузию. Если эта граница откроется, то все перейдет Армении. Как перейдет, это еще неизвестно, но то, что все это так и произойдет -  это факт.

Только это произойдет лишь тогда, когда будет решен карабахский вопрос. Если проблема будет решена к концу года, тогда уже, несомненно, ставится под вопрос осуществление проекта железной дороги из Баку до Карса через Грузию, как это было запланировано.

«Если решится карабахский вопрос, тогда железная дорога пройдет по Армении, потому что, во-первых, это кратчайший путь и, во-вторых, железная дорога там уже действует, в отличии от запланированной проектом, но ее реализация пока что приостановленна. Так что, Грузия теряет железную дорогу»,- считает политолог Рамаз Климиашвили.

Что касается фразы, сказаной Рамазом Климиашвили, о возможном  решении карабахского вопроса к концу года, это тоже можно объяснить. С похожим заявлением выступила директор евразийской программы института Хадсона Зеино Баран. Между прочим, известно и то, что супруг Зеино Баран, всем нам хорошо известный Мэтью Брайза, который является председателем минской группы по вопросам урегулирования проблемы в Карабахе, заявил в Москве, после встречи президентов Армении и Азербаиджана, Сержа Саргисяна и Ильхама Алиева, что скоро все закончится, что все согласовано, кроме некоторых мелких деталей.

Исходя из этого, Рамаз Климиашвили считает, что карабахский вопрос фактически уже решен, и что Карабах переходит к Азербайджану. Только это еще не озвучивают, потому что на данном этапе идет подготовительный период армянского общественного мнения. В связи с этим, по словам Климиашвили, значительна еще одна деталь – Мэтью Брайзу готовят в послы США в Азербаиджане. После того, как заявили о сказаном выше, карабахский вопрос почти решен, осталось только согласовать незначительные детали, но тут Баку не одобрил кандидатуру Брайзы.

Между прочим, в случае открытия армяно–турецкой границы, что произоидет только после урегулирования карабахского вопроса, кроме железной дороги Грузия теряет еще один экономический рычаг, а именно - участие в проекте "Набукко". Все это конечно же, очень плохо отразится на нашей стране в экономическом плане. Хорошо известно и то, что из экономического потенциала исходит и политическая часть. Этим Грузия теряет функцию стратегической страны, на территории которой должны были осуществиться интересные проекты. Исходя из этого, как бы не было жаль признать это, Грузия не будет нужна никому. Так что, радоваться нам нечему.

Ясно, что подписание протокола об открытии армяно–турецкой границы стало неожиданностью для мировой общественности. Эксперт по вопросам Кавказ, Мамука Арешидзе, считает этот факт американским проектом. «То, что сегодня происходит между двумя этими странами, просто американская программа, которая подразумевает замену Грузии Арменией. В свое время, по этой же причине, эту программу одобрила Россия. Несмотря на то, что после августовской войны Грузия производит впечатление нестабильной страны, положение изменилось. США взяли на прицел не только Грузию и Армению, но и весь регион. Главная цель американской программы, вывести Армению из–под влияния России»,- заявляет Мамука Арешидзе.

Так или иначе, трудно сказать, как дальше будут развиваться события. Хотя, и то факт, что у подписанного в Цюрихе протокола много противников как в Турции, так и в Армении, и, соответственно, будет намного труднее его ратифицировать в законодательных организациях. А это Грузии на руку, потому что в этом случае переадресации энергетических проектов Армении не будет.