Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Венгрии Сургутнефтегаз действует с разрешения московского правительства и старается на благо национальных российских энергетических целей.

Вена. – В венгерских пропорциях национальный нефтяной и газовый концерн Mol – гигант. Вряд ли какое-либо другое предприятие страны способно показать годовой оборот в 14 миллиардов евро. И все-таки, если сравнивать с крупнейшими в этой отрасли BP и Shell, с их оборотами в десять или двадцать раз больше, венгерская компания – достаточно маленькая.


Однако при этом Mol имеет сравнительно большое значение в Центральной и Восточной Европе. Венгры играют роль шарнира между Востоком и Западом. К примеру, когда будут готовы новые магистральные газопроводы, такие как проект Nabucco или терминал по приему сжиженного газа в Хорватии, Венгрия и Mol приобретут еще одну функцию.


За Mol активно наблюдают со всех сторон - к примеру, из России. Русские уже давно осознали стратегическое значение относительно мелкого конкурента из Венгрии. Весной Сургутнефтегаз, один из крупнейших российских поставщиков нефти и газа, приобрел 21-процентную долю в группе Mol. С лета Mol стал интересовать русских еще больше: Венгрия теперь является крупнейшим акционером компании Ina, крупнейшего нефтяного концерна Хорватии. Для Mol это означает прямой доступ в Хорватию и во все будущие энергетические объекты в маленькой балканской стране, которые будут замыкаться на стратегически важном терминале приема сжиженного газа на острове Крк.


Так, Mol находится перед безрадостной дилеммой. С одной стороны на него наседает, будучи крупным акционером, Сургутнефтегаз. Все чаще появляются спекуляции о том, что русские планируют полное поглощение венгерского конкурента. Сургутнефтегаз действует с разрешения московского правительства и старается на благо национальных российских энергетических целей.
Россия предложила хорватскому правительству, которое само обладает долей в Ina, интенсивное сотрудничество по энергетическим вопросам – даже посредством собственного участия в ранее независимом хорватском энергетическом концерне. Здесь стратегический интерес России очевиден: получив долю, Москва получит доступ к берегам Адриатики и планируемым там энергетическим объектам.
И тут в игру вступает Mol. Будучи мажоритарным акционером Ina, в Хорватии Mol также будет испытывать давление с российской стороны и не только из-за участия в нем Сургутнефтегаза.


В финале этой энергетико-политической шахматной игры русские могут предложить концерну Mol компромисс: Сургутнефтегаз может уйти из Венгрии, если Mol взамен уступит мажоритарную долю в хорватской Ina. Вероятно, таким образом венгры смогут вернуть себе  назад свою независимость, но потеряют, в свою очередь, стратегически значимую Ina в Хорватии.


Очень сложные трюки исполняются сейчас на восточноевропейском энергетическом рынке. При чем все выглядит так, что в победителях останется Россия. А Mol в Венгрии будет вынужден перейти на сторону проигравших.