Возможно, это тактика ящерицы: ПКРМ сбросит ненужный хвост, чтобы выжила голова. Позже в эту фракцию перетекут и другие депутаты, и тогда сама ПКРМ будет состоять лишь из ортодоксов.
В преддверии грядущих выборов в парламенте президента Молдовы политические события в нашей стране достигли максимального накала.
Руководство ПКРМ подверглось в последние несколько недель огромному давлению как со стороны международного сообщества, так и со стороны правящего Альянса «За европейскую интеграцию».
Если Кальман Мижей и российский посол Валерий Кузьмин лишь дипломатично намекнули Воронину и его соратникам на желательность избрания президента Молдовы, то заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ Константин Затулин прямо заявил, что Партия коммунистов должна не препятствовать избранию Мариана Лупу.
Весьма серьезный прессинг ощутило на себе руководство ПКРМ и во время саммита глав стран СНГ в Кишинёве.
Заявление экс-президента, лидера ПКРМ Владимира Воронина о том, что этот саммит был организован новой либерально-демократической властью Молдовы из рук вон плохо, не очень далека от истины.
Зато Альянс организовал и провёл на «отлично» кампанию позиционирования своего позитивного образа альянса в глазах России.
Это и коллективный визит четырех лидеров входящих в АЕИ партий в Посольство России, организовавшее приём по случаю 65-летия освобождения Молдовы от фашистской оккупации.
Это и интервью Мариана Лупу российским СМИ, в котором он заверил Москву в своей приверженности государственному нейтралитету Молдовы, её членству в СНГ, а также стратегическому партнерству с Россией.
Накануне саммита в Кишинёве и приезда на него российского президента Дмитрия Медведева даже наш главный либерал-демократ Владимир Филат, назначенный Альянсом премьер-министром, посчитал своим долгом дать обширное интервью российской газете «КоммерсантЪ», заверив в нём россиян в том, что Молдавия не собирается вступать в НАТО и подпишет Базовый политический договор и Договор о делимитации молдавско-румынской границы.
Саммит сделал то, что многим казалось невозможным: все партии в Молдове, в том числе и те, которые ещё вчера упражнялись в пропаганде идей унионизма и русофобии, вдруг стали «пророссийскими» и «сторонниками молдавской государственности»!
Впервые в истории Содружества его саммит, проведённый в Кишиневе, превратился в своего рода некий институт «помазания на царство».
Судя по всему, у премьер-министра Владимира Филата не получилось встретиться на саммите с президентом России Дмитрием Медведевым. Но сама попытка добиться этой встречи и интервью Филата влиятельной российской газете чётко говорят о президентских амбициях премьера и о его явной подготовке к президентской кампании.
Другими словами, вопреки публичной политической риторике ЛДПМ, на самом деле, Филату и его команде чрезвычайно выгодны досрочные парламентские выборы, на которых они рассчитывают набрать дополнительные проценты и, усилив свои позиции в новом парламенте, попытаться серьёзно побороться за президентское кресло.
Встреча Медведева – Лупу в Кишинёве стала серьезным ударом не только по интересам и надеждам Партии коммунистов, но по планам некоторых членов Альянса (главным образом, ЛДПМ и АНМ).
Демпартия так умело представила в СМИ факт этой встречи как свидетельство однозначной поддержки своего кандидата Мариана Лупу на пост президента страны со стороны России, что это заметно усилило раздор и противоречия в рядах ПКРМ.
Конечно, особой любви у Москвы к Марианну Лупу нет и не может быть. Встреча Медведева с Лупу была скорее сигналом Москвы о готовности сотрудничать с новой властью, а также отражением её прагматичного подхода к отношениям с Молдовой. Как говорят в таких случаях, никакой любви, лишь интерес.
Это шаг Москвы в сложившихся обстоятельствах понятен: России выгоден нынешний статус-кво в Молдове, поскольку, вследствие ещё одних досрочных парламентских выборов, существует риск потери конституционного большинства, а вместе с ним и нейтралитета, пересмотра формата переговоров по приднестровскому урегулированию, вплоть до потери суверенитета страны.
По этой причине Мариан Лупу воспринимается Москвой как своего рода гарантия существующего статус-кво и предсказуемости новой власти, пусть и далеко не всегда приятной для России. В Кремле, безусловно, отлично осведомлены о том, что Мариан Лупу был ставленником МВФ в правительстве Василия Тарлева, что первые 15 человек в списке ДПМ – откровенные западники, убежденные евроатлантисты (например, Олег Серебрян открыто ратует за вступление Молдовы в НАТО, а Оазу Нантой совсем недавно утверждал, что переговорный процесс в формате 2+1 (Россия, Молдова, Приднестровье) – опасен для Молдовы, что нужно подключить к переговорам ЕС и США.
ДПМ имеет давние тесные связи с Социнтерном, с западными фондами «Фридриха Эберта», «Жана Жореса» и даже с правым фондом «Конрада Аденауэра».
Никаких глубоких отношений с левыми российскими партиями - КПРФ или «Справедливая Россия» - у молдавских демократов нет. Зато есть договоры о сотрудничестве с румынскими социал-демократами. Следовательно, никто не может гарантировать, что в определенный момент в политике руководства ДПМ не произойдет резкий поворот на 180 градусов. Но… на безрыбье и рак щука, а потому Москве вынужденно приходится приглядываться к ДПМ и искать общие с ней подходы к ключевым проблемам российско-молдавских отношений.
Тревожным сигналом для ПКРМ стало и назначение Генеральным прокурором Молдовы представителя Демократической партии Валерия Зубко. Мало кто обратил внимание на тот факт, что ранее АЕИ обещал эту должность Альянсу «Наша Молдова» Серафима Урекяна. Даже поговаривали о том, что Ион Плешка якобы один из наиболее вероятных кандидатов от АНМ на этот пост.
В результате, однако, Генеральным прокурором оказался ставленник Влада Плахотнюка, в период правления ПКРМ известного как «красный олигарх», поскольку щедро финансировал команду Воронина. Похоже, что сегодня он имеет огромное влияние на Демократическую партию.
Говорят, что именно благодаря Владу Плахотнюку, в Молдове был создан нынешний правоцентристский Альянс. Понятно, что главная задача нового Генерального прокурора состоит в том, чтобы «сломать» упрямство 8 депутатов от ПКРМ и вырвать у них согласие проголосовать за кандидата на пост президента - демократа Мариана Лупу.
Есть основания полагать, что новый Генеральный прокурор эту проблему уже решил. На это указывают некоторые факты. Несколько недель тому назад, редко ошибающийся в своих прогнозах экс-президент Пётр Лучинский прямо заявил, что ПКРМ близка к развалу.
Одновременно с этим, газета «Флукс» написала о том, что 12-15 депутатов могут выйти из фракции ПКРМ.
В понедельник,12 октября, Социал-демократическая партия Молдовы сделала интересные заявления о том, что история, которую учат наши дети в школе, должна быть историей Молдовы, а не румын, в Конституцию следует внести положение о том, что государственный язык в нашей стране «молдавский» («румынский»), а также предложила новой власти собственный антикризисный план.
Самое главное, однако, заключается в заявлении лидера СДПМ о том, что партия открыта для прихода новых людей, в том числе и депутатов. Интересно, к кому обращено это заявление? Неужели к ДПМ или ЛДПМ? Думается, что нет. И почему эти предложения так подозрительно близки к программным тезисам ПКРМ, но, тем не менее, содержат идею о том, что «молдавский» язык тождественен «румынскому»?
А почему не назначают новых вице-министров? Все мы знаем, что освободить министерства от ставленников ПКРМ, особой проблемы не составляет. Стоит только "хорошо попросить" и они все с радостью уйдут в отставку. Так почему это не делают? Для кого держат эти должности? Почему в министерстве юстиции, о котором говорили, что оно подвергнется самому решительному реформированию, нет никаких перемен, а все те же самые люди, что и прежде, сохраняют свои должности?
Напрашивается мысль о том, что, возможно, их не выгоняют потому, что есть некие тайные договоренности. Речь идет о тех самых 10-12 депутатах от ПКРМ во главе с Владимиром Цурканом, которые, как ожидается, проголосуют за Мариана Лупу.
окинув ПКРМ, они создадут отдельную фракцию (СДПМ ?), которая будет участвовать в алгоритме и, возможно, получат должности вице-министров, руководителей агентств, департаментов, а также гарантии личной неприкосновенности. Эта фракция будет больше фракции АНМ и почти равной ДПМ.
Возможно, эта группа не выстояла под тем давлением, которые устроили на ПКРМ либералы. К примеру, еще несколько дней назад министр внутренних дел увидел в митингах пенсионеров руку радикальных политических структур, намекнув на ПКРМ.
Некоторые депутаты от АЕИ намекали на причастность ПКРМ к взрыву гранаты на праздновании Дня города. В либеральных газетах «Тимпул» и «Журнал де Кишинэу» об этом вообще говорили прямым текстом. МВД открыло 31 уголовное дело против полицейских, замешанных в апрельских событиях.
Либералы начали «мочить» лояльные коммунистам СМИ: запретили передачу «Top News», появились проблемы у радиостанции «Серебряный дождь» (принадлeжащей Николаю Киртоке), выдвинуты предложения закрыть ИА «ОМЕГА».
В этой ситуации, увидев, что Россия вроде бы поддерживает Лупу, почувствовав, что Прокуратура и МВД давят, в то время как СДПМ гарантирует места в руководстве, а новые досрочные выборы не сулят ничего хорошего, кроме опасности «пролёта» мимо парламента, прагматичный Владимир Цуркан решил в пятницу написать письмо Владимиру Воронину.
Суть этого письма сводится к предложению поддержать избрание президентом Мариана Лупу, иначе ПКРМ грозит развал. Конечно, были и другие мотивы. Владимир Цуркан тоже рассчитывал, что он станет президентом страны. Но его мечтам не суждено было сбыться. Он не стал даже председателем фракции.
Будучи одним из главных действующих лиц во время событий 6-7 апреля, Владимир Цуркан не пожелал испытывать судьбу. А тут ещё и возникшая перспектива стать председателем фракции или даже, возможно, лидером партии!
Еще один аргумент: в пятницу, 16 октября, ответ Владимира Цуркана на вопрос журналиста телеканала «Про-ТВ», проголосуют ли коммунисты за Мариана Лупу, был вообще ошеломляющим: «Никто не говорит о выходе из фракции ПКРМ…». Зигмунд Фрейд, помнится, называл это парапраксией, то есть, когда что у человека на уме, то и на языке.
Тот факт, что Владимир Цуркан всё-таки написал письмо Владимиру Воронину, говорит, прежде всего, о том, что у него уже есть 8 человек во фракции ПКРМ, которые готовы голосовать за Лупу.
Речь идет, в первую очередь, о беспартийных депутатах. По спискам ПКРМ в парламент попало 12 беспартийных депутатов: Зинаида Гречаная, Владимир Цуркан, Игорь Додон,(1975) , Светлана Руссу (1972), Юрие Мунтян (1972), Игорь Время (1973), Оксана Доментий (1972), Олег Гаризан (1971).
Маловероятно, что к этой группе присоединятся Людмила Бельченкова (1972), Эдуард Mушук (1975), Анатолий Попушой (АДПМ) и Вероника Абрамчук, кандидат от социалистов. Эти люди слишком близки к «папе» и не настолько шантажируемы, как остальные.
Возможно, к ним присоединится и Зинаида Киструга, член Компартии. То есть, всего набирается 9 человек. Поэтому АЕИ, в нарушение закона и регламента, не спешит рассмотреть проблему совмещения депутатами альянса других должностей (например, министры являются и депутатами, мэр Киртоакэ, который должен отказаться от парламентского кресла, по-прежнему обретается в стенах парламента). Ведь в этом случае, пока назначат других депутатов, у АЕИ просто не будет необходимого количества людей для избрания президента!
Пока в течение 8 лет все аналитики говорили о двух группах в ПКРМ - ортодоксах и младокоммунистах, незаметно для всех, в партии сформировалась ещё и группа «беспартийных».
Все они молоды (большинство 1972-1975 г.р.), агрессивны, имеют жесткую мотивацию к власти, являются технократами и не отягощены моральными или идеологическими принципами. Профессиональная подготовка и способность к подковерным схваткам у них высокая, и в коалиции они просто загрызут представителей от АНМ и ЛПМ.
Беда Компартии в том, что эти люди активно выдвигались на высшие руководящие должности, не затрачивая при этом особых усилий со своей стороны. В то же самое время старые партийцы, которые строили партийные структуры, ходили на встречи, агитировали за партию, подвергались в свое время гонениям - активно устранялись со всех государственных должностей.
Это была фундаментальная ошибка руководства Компартии и лично президента Воронина. ПКРМ - единственная партия в Молдове, по спискам которой прошло так много беспартийных кандидатов, да еще и на передовых позициях: 19 человек из 103, то есть 20%! Неужели из 30.000 членов компартии нельзя было создать нормальный список, а за 16 лет её существования создать свой профессиональный управленческий аппарат?
Зачем нужно было включать в список столько беспартийных? Это была мина замедленного действия, заложенная под Компартию. Теперь существует огромный риск, что многие из этих людей покинут вскормившего их «папу». Возможно, это произойдет во втором туре, аккурат к 7 ноября, дню Великой Октябрьской социалистической революции, который, по замыслу заговорщиков, должен стать днем похорон ПКРМ.
Проблема еще и в том, что некоторые из этих людей сблизились с «детьми президента», то есть с олигархами-импортерами, которые раздавили национальное производство, участвовали в сомнительных приватизациях, лоббировали неоднозначные по своему содержанию законы. Если они создадут свою фракцию, значит, альянс частично переформатируется: ЛДПМ, ЛП, АНМ, ДПМ и СДП?
Значит, в парламенте появятся 3 фракции левого толка, что укрепит позиции государственников в Альянсе, но, в общем, ослабит левых, да и оппозицию в целом, а с ней и демократические институты.
По сути, ПКРМ будет во власти через некоторых своих самых хищных представителей. Хотя АЕИ попытается представить, как обычно, вещи иначе. Возможно, это тактика ящерицы: ПКРМ сбросит ненужный хвост, чтобы выжила голова. Позже в эту фракцию перетекут и другие депутаты, и тогда сама ПКРМ будет состоять лишь из ортодоксов.
Есть опасность, что этот альянс «поэтов, олигархов и номенклатуры» не приведет ни к чему хорошему нашу страну. По крайней мере, есть риск, что жестких перемен и справедливости в Молдове по-прежнему не будет.
Многие экономические схемы переформатируются. Многие «дети президента», благополучно предав «папу», перейдут в лагерь победителей и будут и дальше жить - поживать, да добра наживать. А вот система не изменится. Ведь у нее будет серьезный «гарант», с внутренней и внешней, пусть и пассивной, но все же «поддержкой».
Система настолько сильна, что АЕИ, похоже, она не по зубам. Но как любят говорить молдаване, все что не делается, все к лучшему…
От редакции ava.md
Аргументация Богдана Цырди заслуживает внимание. НО все что он пишет, это пока гипотезы, предположения. Мы готовы предоставить возможность изложить свое видение ситуации руководителям ПКРМ, а также Владимиру Цуркану.