В этом месяце в Копенгагене хлопали пробки от шампанского, когда Рио-де-Жанейро выбрали для проведения летних Олимпийских игр 2016 года, и когда там собрался 13-й Олимпийский конгресс - впервые с 1994 года. Между тем, у Цзи Сыцзунь (Ji Sizun), сидящего в темной тюремной камере в городе Фучжоу, что на побережье Восточно-Китайского моря, нет никаких причин для торжества. Этого 59-летнего активиста и борца за гражданские права приговорили в январе к трем годам лишения свободы. Какое преступление он совершил? Он поверил на слово Международному олимпийскому комитету и китайскому правительству, когда власти Китая во время Олимпиады в Пекине официально создали три зоны для выражения протеста и заявили, что любой гражданин, подав заявку, может там спокойно протестовать.
На самом деле, ни одна из 77 заявок, поданных гражданами Китая, не была принята. Вместо этого заявителей задерживали, преследовали и бросали за решетку. Двух женщин, которым за семьдесят, отправили в лагеря на "перевоспитание" принудительным трудом, и лишь благодаря возмущению мировой общественности они были освобождены. За два дня до церемонии открытия пекинской Олимпиады президент МОК Жак Рогге (Jacques Rogge) заявил агентству Reuters: "Мы верим, что Игры максимально улучшат ситуацию в вопросах социальных прав и прав человека, что Олимпиада станет силой добра".
Однако прошел год с небольшим, и стало ясно, что из-за проведения Олимпийских игр 2008 года в Пекине ситуация с правами человека в Китае только ухудшилась.
Вы только подумайте: тысячи жителей Пекина были выселены из своих домов, чтобы освободить место для олимпийского строительства. Цензура в китайских средствах массовой информации и на сайтах Интернета осталась, несмотря на обещания "полной свободы прессы", с которыми выступал Пекин, борясь за право проведения Олимпиады. Эта цензура могла привести и к смертельным последствиям во время Олимпийских игр, поскольку от молочных продуктов со следами меламина в Китае заболели десятки тысяч детей (и шестеро из них умерли), а на публикацию информации о таких отравленных продуктах был наложен запрет.
Пекинские игры вызвали полную остановку в развитии гражданского общества Китая, а также спровоцировали мощную волну ксенофобии и национализма - особенно после протестов во время эстафеты олимпийского огня. Увеличилось число нападений на иностранных журналистов, усилилась цензура в Интернете. Не исключено, что волнения в Тибете в феврале и в Синьцзяне в июле стали побочным результатом ужесточения мер безопасности по всей стране.
Но в повестке Олимпийского конгресса, который совсем недавно прошел в Копенгагене, полностью отсутствовали дискуссии о том, что было не так с соблюдением прав человека, почему олимпийские чиновники не сумели предусмотреть и отреагировать на вполне предсказуемые нарушения китайских властей, и как можно предотвратить такие проблемы в будущем. Лживая история успеха Олимпиады в Пекине может создать предпосылки для возникновения похожих проблем в России во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также в других городах-устроителях Игр.
К чему сейчас беспокоиться по поводу сочинских Игр? Только в этом году в радиусе нескольких сотен километров от Сочи был убит целый ряд российских правозащитников и журналистов. Комитет по защите журналистов отвел России в рейтинге третье место с конца, назвав ее одной из самых опасных стран для работы репортеров. С 2000 года убито семнадцать российских журналистов. Журналисты и граждане этой страны знают, что там создается атмосфера безнаказанности для организаторов этих убийств.
В этом году организация Human Rights Watch провела в Сочи расследование, в результате которого был вскрыт целый ряд проблем. Если их не решить, они могут привести к нарушениям прав человека в связи с подготовкой к Олимпиаде. Одним из потенциальных источников смертельной опасности для здоровья людей является олимпийское строительство внутри и в окрестностях Сочи. Одна из деревень вот уже год живет без водопровода, а все колодцы в ней были закрыты из-за строительства и загрязнения.
Проводившие расследование активисты также отметили поразительно знакомый дефицит открытости при отчуждении земель. Например, только на одной сочинской улице местные власти могут отобрать у ее жителей 119 объектов собственности и десятки земельных участков, чтобы освободить место под олимпийское строительство. Жителям не предоставляют почти никакой информации о компенсациях и вариантах с переселением, а также о том, как можно оспорить суммы по оценке стоимости, проводимой властями.
В этом месяце Human Rights Watch представила в Копенгагене свои предложения о реформе институтов, осуществляющих контроль за соблюдением странами-организаторами Олимпийских игр международных норм в области прав человека. Мы также считаем, что все контракты МОК с принимающим городом должны быть открытыми для общественности. В олимпийской системе были проведены реформы в целях совершенствования борьбы с допингом, взятками и ухудшением качества окружающей среды. Но сделано это было лишь после мощных международных скандалов грандиозного масштаба.
Human Rights Watch не предлагает МОК следить за соблюдением всех прав человека в принимающих Олимпиаду городах. Это наша обязанность. Но МОК должен следить за злоупотреблениями и нарушениями, напрямую связанными с Играми или ставшими их результатом. Только создав специальный орган, который будет осуществлять мониторинг нарушений прав человека до, во время и после Игр, мы сможем сделать так, чтобы будущие Олимпиады не омрачались такими нарушениями.
Минки Уорден - медиа-директор Human Rights Watch и редактор книги "China's Great Leap: The Beijing Games and Olympian Human Rights Challenges" (Китайский большой скачок: пекинские Игры и олимпийские проблемы с правами человека).