Проект строительства газопровода "Северный поток" стал одной из самых спорных сделок с участием немецких и российских компаний, и вызвал серьезные подозрения по поводу коммерческих и политических взаимоотношений между двумя государствами.
В 2006 году польский министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski) (тогда он был министром обороны) заявил, что предлагаемый к прокладке по дну Балтийского моря трубопровод длиной 750 миль был согласован "в традициях пакта Молотова-Риббентропа" - договора, по которому фашистская Германия и Советский Союз договорились о разделе Европы. Российский энергетический гигант "Газпром" и его партнеры в лице немецких компаний BASF/Wintershall и Eon Ruhrgas, и голландской Gasunie такие теории заговоров отвергают. Для них сооружение параллельной трубопроводной ветки, по которой в страны Евросоюза ежегодно будет транспортироваться 55 миллиардов кубометров газа, это чисто коммерческий проект.
Но консорциуму так и не удается опровергнуть опасения, заключающиеся в том, что проект стоимостью 7,4 миллиарда евро, который почти в три раза дороже прокладки наземного трубопровода, это нечто большее, чем просто газопровод. То, что он пойдет в обход Украины и прочих стран-транзитеров, заставляет критиков обвинять Россию в реализации стратегии по принципу "разделяй и властвуй", в рамках которой она намерена усилить влияние на своих восточноевропейских соседей и в то же время, снять озабоченность Запада по поводу поставок топлива.
Однако произошедший прошлой зимой газовый спор между Россией и Украиной, в результате которого были остановлены поставки газа на юго-восток Европы и возникли перебои с транспортировкой топлива на запад, усилил поддержку идее строительства этого газопровода. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который утвердил данный проект, а затем занял весьма доходную должность председателя комитета акционеров после ухода в отставку с поста канцлера, говорит, что его стране не стоит опасаться своей зависимости от российского газа. Преемница Шредера Ангела Меркель в основном согласна с его мнением. России европейские покупатели газа нужны в той же мере, что и Европе - российский газ.
Первый трубопровод должен начать перекачку газа в конце 2011 года, хотя государства, по территориальным водам и экономическим зонам которых он проходит, должны сначала дать свое экологическое разрешение на его прокладку. А некоторые из них не спешат это делать.
Если "Северный поток" удастся построить, Германия и Россия будут связаны еще более тесными узами. В Берлине это особой озабоченности не вызывает, но у других стран возникает все больше опасений.