Утром в воскресенье в беспокойном российском регионе Ингушетия был застрелен известный оппозиционный деятель. Это последнее из череды убийств критиков режима на Северном Кавказе вызвало возмущение у представителей правозащитных организаций, а также породило опасения относительно дальнейшей эскалации насилия в этой части России.
По данным из официальных источников, бизнесмен Макшарип Аушев, возглавлявший массовые протесты против противозаконных действий правительственных правоохранительных органов, ехал на машине по одной из главных дорог в соседней Кабардино-Балкарии, когда по нему был открыт огонь из другого автомобиля - было выпущено в общей сложности 60 пуль. Серьезные ранения получил также еще один пассажир, находившийся в машине вместе с Аушевым.
Коллеги Аушева резко осудили это убийство, оценив его как попытку заставить замолчать критические настроенные по отношению к официальным властям голоса оппозиции. Они также подчеркнули, что это особенно тревожное событие, поскольку Аушев входил в состав организованного Москвой совета по правам человека и пользовался поддержкой президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, назначенного Медведевым на этот пост в прошлом году.
Евкуров обратился к активистам правозащитных организаций и оппозиции, предложив им определенную степень защиты, однако убийство Аушева свидетельствует о том, что президент этой республики, а также Кремль - если проводить эту линии дальше - теряют, судя по всему, контроль над параллельно действующими правоохранительными органами, ведущими борьбу против растущего в этом регионе исламистского сопротивления.
В интервью Washington Post, которое Аушев дал месяц назад, он обвинил правоохранительные органы в проведении беспорядочной кампании по похищению людей, а также в пытках и убийствах в Ингушетии. Их действия, подчеркнул он, придают дополнительные силы повстанцам. Он особенно отметил роль влиятельной Федеральной службы безопасности – одной из наследниц КГБ, - а также действия местной милиции, находящейся под контролем Рамзана Кадырова – влиятельного кремлевского ставленника в соседней Чечне.
«Я не считаю их офицерами. Я считаю, что это бандиты», заявил Аушев за праздничным столом во время свадьбы одного из своих сыновей.
Два годы назад другой его сын и племянник были похищены, увезены в Чечню, где их подвергли пыткам. Аушев обвинил в этом ФСБ и добился их освобождения, организовав масштабные уличные протесты. В результате всего этого он стал самым активным лидером оппозиции, выступавшим против бывшего тогда президентом республики Мурата Зязикова – в прошлом офицера КГБ и сторонника Владимира Путина.
После того как еще один лидер оппозиции Магомед Евлоев был застрелен в тюрьме в прошлом году, Аушев согласился взять на себя руководство его веб-сайтом. Он приводил в ярость представителей властей своими материалами о коррупции и нарушении прав человека. Он также возглавил протесты, оказавшие влияние на Кремль и заставившие его убрать Зязикова и назначить на его место Евкурова.
Демонстрируя свою поддержку новому президенту, Аушев заявил, что он уходит из политики и больше не считает себя оппозиционным деятелем. Однако у него не было иллюзий относительно способности президента контролировать правоохранительные органы. «С самого начала они не давали ему работать, пытались подорвать его авторитет и продолжали практику незаконных похищений и применения пыток», отметил он.
Аушев добавил, что ФСБ продолжает считать его своим «врагом номер один».
Месяц назад представители правоохранительных органов после встречи Аушева с представителями правительства остановили его машину и попытались доставить его в тюрьму. Ему удалось избежать ареста только потому, что его окружили другие автомобили, в одном из которых находился также сотрудник аппарата правительства.
«Если бы я был на полметра ближе, они бы меня схватили и я бы исчез без следа», заявил он в интервью сайту Кавказский узел, освящающему события в регионе.
В своем воскресном заявлении Евкуров назвал убийство Аушева «отвратительным преступлением, цель которого состоит в дестабилизации региона». Он также пообещал сделать все возможное для наказания преступников.
Один из помощников в правительстве республики Муса Плиев – бывший член оппозиции, работавший в тесном контакте с Аушевым - отметил, что это было, без сомнений, «политическое убийство», однако он не стал обвинять в этом правоохранительные органы.
«Если власти, которые должны гарантировать свободу и безопасность своих граждан, не могут сделать это, то в таком случае их следует обвинить в смерти Аушева и многих других активистов правозащитного движения, а также журналистов, которые были убиты в последнее время», добавил он.
Этому убийству предшествовала кровавая расправа в августе над двумя работниками благотворительной организации в чеченской столице Грозном, а также над наиболее известным активистом правозащитного движения Натальей Эстемировой, чью тело было найдено в Ингушетии в июле этого года.