Участникам XII съезда Партии регионов было запрещено с пистолетами и ножами переступать порог зала, где проходило данное мероприятие. Об этом их предупреждала картинка на рамке металлодетектора (с его помощью проверяли всех делегатов) – вышеупомянутые виды оружия были перечеркнуты на ней жирным крестом. Впрочем, я не видел, чтобы у гостей Международного выставочного центра, где 23 октября работал съезд, изымали стволы и клинки. А вот охранников с овчарками, заметил.
Служебных собак было всего две и не могу сказать, что они вместе со своими кинологами мозолили глаза тем, кто приехал на съезд. Однако из увиденного нетрудно сделать вывод, что безопасности мероприятия его организаторы уделили немало внимания. Позаботились они и о журналистах – в зал, где проходил съезд, их не пустили, а собрали всех в пресс-центре. За происходящим пишущей и снимающей братии предстояло наблюдать с помощью большого телевизионного монитора. А чтобы работники масс-медиа не скучали, для них накрыли столы с бутербродами, хачапури, чаем, кофе и минеральной водой. Я, как и остальные мои коллеги, пренебрегать угощением не стал, тем более что экран монитора был похож на картину «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Когда был съеден уже четвертый бутерброд, на экране, наконец, стало появляться нечто похожее на «картинку». Однако произошел какой-то сбой, и монитор снова почернел. Но, к счастью, ненадолго. И вот началась трансляция.
Сразу же выяснилось, что съезд работает стоя (стулья выделили только нескольким ветеранам Великой Отечественной). Не успели журналисты обсудить этот оригинальный ход организаторов, как началось исполнение государственного гимна. Сидя слушать его не положено, но поднимались почти все мои коллеги со своих мест неохотно и, оглядываясь друг на друга – вдруг кто-то не встанет и тогда можно будет последовать его примеру. Интересно, что репортеры московских СМИ в отличие от своих украинских товарищей, едва услышав слова сочинения Чубинского, дисциплинированно поднялись и внимательно прослушали все произведение.
Гимн закончился, журналисты расселись, а делегаты остались стоять. Замечу, что на съезде «регионалов» многие формальности были сведены к минимуму, и поэтому практически сразу к микрофону вышел Виктор Янукович.
Не я первый заметил, что длинные речи – не конек Виктор Федоровича. Вот и в этот раз он выступал «по бумажке». В результате через 10 минут после того, как лидер ПР начал выступать, я услышал шуршание полиэтиленового пакета и сидевшая рядом женщина предложила:
– Хотите виноград?
Я отказался, а другие соседи нет. Затем я услышал восторженные восклицания:
– О, это «Изабелла»! Замечательно!
После этого любители винограда стали делиться опытом по выращиванию «Изабеллы». А в это время с экрана Виктор Янукович говорил о падении промышленного производства и о преступниках во власти, которые в Украине себя чувствуют весьма комфортно.
Затем Виктор Федорович заявил, что у него есть программа, которая называется «Украина для людей» и начал излагать ее основные положения. Чем больше я слушал главного «регионала», тем больше меня охватывало чувство, что нечто весьма похожее я слышал пять лет назад, только говорил об этом другой человек – Виктор Ющенко. Его предвыборный план, кстати, назывался «10 шагов навстречу людям». Так что даже названия двух программ в чем-то перекликаются.
Приведу несколько примеров. Виктор Янукович обещал снизить налоги, а для малого бизнеса вообще устроить пятилетние налоговые каникулы. И его тезка в 2004-м собирался уменьшать фискальные платежи и делать их более справедливыми, а малому бизнесу он сулил свободный доступ к кредитам.
Кроме того, оба Виктора сошлись в таких пунктах, как увеличение численности населения страны, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей, развитие высокотехнологичного производства, переход к контрактной армии и отмена всеобщей воинской повинности. Не забыл Янукович и «заробитчан», пообещав создать условия для их возвращения домой.
Но кое о чем политтехнологи, работавшие с Ющенко на прошлых президентских выборах, забыли. Например, о дотациях украинскому животноводству и о возрождении системы ДЮСШ. А вот в плане «Украина для людей» такие тезисы есть. Ну и, конечно, у Ющенко не было слов о том, что и «родная речь», и «рідна мова» будут иметь в Украине равные права.
Что меня еще заставило вспомнить о событиях пятилетней давности? Так, Виктор Федорович резко критиковал нынешнюю власть, говорил, что она живет в одной стране, а народ в другой. То же самое можно было прочитать и в «10 шагах» Виктора Андреевича. Нынешний президент тогда собирался заставить власть работать для людей и говорил, что держится она на «коррупции и взяточничестве». Янукович о высокопоставленных коррупционерах тоже не забыл.
А еще вспомнил я, как в 2004-м горячие сторонники Ющенко доказывали мне, что когда их кумир сидел в премьерском кресле, украинская экономика динамично развивалась, а как только Кабмин возглавил Янукович, то в народном хозяйстве начался застой. Эти споры опять-таки оживил в моей памяти Виктор Федорович, когда он заговорил о восстановлении экономики и ее возвращении на рельсы роста.
Свой получасовой доклад Виктор Янукович закончил словами «С Богом, к победе!». После него выступили еще несколько человек, которые рассказали о достоинствах лидера Партии регионов. Затем делегаты единогласно проголосовали за его кандидатуру на пост главы государства.
На этом съезд закончился, а в моей голове один за другим стали возникать вопросы. Если «Украина для людей» заставила вспомнить о «10 шагах навстречу людям», то чего нам ждать дальше? Заявлений о фальсификациях и украденной победе? Нового «Майдана» в центре столицы? Очередного «третьего тура» и повторения всего того, что мы пережили за последние пять лет?
Но не стану сгущать краски. Может быть дело в том, что автор «10 шагов» до сих пор топчется на месте, и проблемы, о которых говорили 5 лет назад, не решены и сегодня? Что ж, если Виктор Янукович, станет президентом, у нас будет шанс убедиться, так это или нет. И еще хочу сказать – если спустя пять лет выяснится, что сегодняшние мои впечатления и тревоги оказались не совсем верными, а то и ошибочными, данному обстоятельству я буду только рад.