Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские банки берут свиней и женское белье в качестве обеспечения кредита

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские кредиторы пытаются покрыть свои потери и принимают в качестве обеспечения самые разные вещи, включая активы розничного продавца женского белья Дикая орхидея, а также продуктовой сети Мосмарт. Банки были накрыты волной невозвращенных кредитов, объем которых, по оценкам Moody’s Investors Service, может достичь 20 процентов от общего количества заемных средств в концу года.

26 октября (Bloomberg). Когда ОАО Национальный резервный банк, принадлежащий российскому миллиардеру Александру Лебедеву, согласился на предложенный его лишенными наличных средств заемщиками вариант обеспечения, в отношении этого гарантийного покрытия – то есть 40 450 свиней -  был введен санитарный карантин. «У нас есть судебное решение об изъятии обеспечительного покрытия, которым являются свиньи», отметил 49-летний Лебедев в интервью, которое он дал в Москве.  А заемщик – ферма, расположенная недалеко от Самары на реке Волге, в это время договорилась «с местными властями о введении карантина» из-за африканской чумы свиней. Бывший офицер КГБ все еще ждет возможности забрать этих свиней, предложенных в качестве обеспечения кредита в 100 миллионов рублей (3,5 миллиона долларов США). Как нам сообщили в Национальной мясной ассоциации, килограмм свежей свинины стоит приблизительно 78,4 рубля.


Российские кредиторы пытаются покрыть свои потери и  принимают в качестве обеспечения самые разные вещи, включая активы розничного продавца женского белья Дикая орхидея, а также продуктовой сети Мосмарт. Банки были накрыты волной невозвращенных кредитов, объем которых, по оценкам Moody’s Investors Service, может достичь 20 процентов от общего количества заемных средств в концу года. По мнению министерства экономического развития, наличие плохих долгов угрожает помешать процессу кредитования и может также поставить под сомнение выход из кризиса российской экономики,  рост которой в третьем квартале в сравнении со вторым составил 0,6 процента.


«Это нежизнеспособная стратегия для банка, так как банки при этом не занимаются своей основной деятельностью, - подчеркнул младший вице-президента компании Moody’s в Москве и  банковский аналитик Евгений Тарзиманов. – Они могут застрять с такими активами на несколько лет».


Странные активы


В опубликованном 28 сентября этого года докладе Standard & Poor’s,  российские банки характеризуются как «очень рискованные в глобальном сравнении». По оценке Moody’s, доля проблемных кредитов может возрасти до 110 миллиардов долларов к концу года и составить 25 процентов от общего объема кредитования в сравнении с 11 процентами в середине этого года.


«Мы совершенно не имеем никакого понятия о том, как строить дороги, доить коров или лить металл, - отметил глава управления корпоративного финансирования Альфа-Банка Владимир Татарчук в интервью 23 октября. – Мы профессионалы в области финансов. У нас нет планов развивать какой-то другой бизнес. Если существует возможность быстрой продажи» активов, полученных в качестве обеспечения, то «мы это будем делать, даже если мы будем терять при этом потенциальную выгоду, мы будем это делать просто для того, чтобы вернуть деньги».


Лебедев считает, что количество «странных активов» составляет 5 процентов портфеля его банка, а у крупнейших государственных банков – 20 процентов.


Банки вынуждены прибегать к таким «странным активам», так как это единственный вариант получить наличность на фоне того, как компании борются за своевременное погашение долга.  Российские государственные банки, в число которых входят два крупнейших лидера ОАО Сбербанк и Группа ВТБ, имеют меньшую свободу действий для оказания давления на заемщиков с требованием выплатить долг, подчеркнул Тарзиманов.


«Понятно, что они контролируются государством, у них есть социальный мандат и меньший набор вариантов действия в сложной ситуации», добавил он.


Женское белье, спиртные напитки


Список необычных предметов по обеспечительным мерам занимает много места в банковских балансах. Сбербанк получил 50 процентов плюс одна акция Дикой орхидеи. Как сказал в интервью по телефону официальный представитель компании Антон Сергеев, этот крупнейший представитель розничной торговли в области женского белья передал эти акции в качестве обеспечения кредита, когда он хотел реструктурировать долг в 1,6 миллиарда рублей.


По словам генерального директора розничного продавца продуктов питания Мосмарт Виталия Подольского, крупнейшему российскому банку принадлежит теперь также более 50 процентов этого предприятия.
ВТБ стал мажоритарным акционером 11 производителей алкогольной продукции, активы которых были получены в качестве погашения кредита. Банку принадлежит также большая часть акций двух девелоперских компаний. Один из полученных им в качестве обеспечения строительных проектов – это капитальная реконструкция стадиона Динамо.


Балансы контролируемых правительством банков разбухли от  нефинансовых активов, и кредитодатели могут пересмотреть свой подход к условиям выдачи денежных средств.


«Обременены»


«Государственные банки обременены социальной ответственностью в большей степени, нежели» их частные коллеги, - подчеркивает глава отдела по взысканию корпоративной задолженности расположенного в Москве Альфа-Банка Заали Цанава. – Но ситуация развивается таким образом, что государственные банки будут вынуждены пересмотреть свою политику и, возможно, они примут на вооружение более жесткий подход», потому что «даже они не могут себя позволить разбрасываться деньгами».


Балансы банков напичканы рискованными активами, тогда как их основной капитал сокращается. Россия подвергла стресс-тестам все свои банки, и  многие из 100 крупнейших  кредитных учреждений, как утверждает первый заместитель главы Центрального банка Геннадий Меликьян, не соответствовали требованиям относительно размера капитала. Он добавил, что недостаток капиталов может наступить в течение шести месяцев.


По оценке Bank of America Merrill Lynch, банки и другие компании, возможно, будут вынуждены продавать долги, чтобы консолидировать свои балансы в следующем году, если инвесторы сделают выбор в пользу покупки государственных бондов. Правительство планирует продать долговых обязательств на сумму до 18 миллиардов долларов в 2010 году с целью покрытия ожидаемого дефицита бюджета, который может составить 6,8 процента ВВП. Как подчеркнул 11 октября этого года президент Дмитрий Медведев, экономика может сократиться в этом году на 7,5 процента.


«Промывка»


Хотя первичная и  вторичная открытые эмиссии акций банков, активами которых владеет государство, и возможны, они, вероятнее всего, произойдут лишь после того, как  «как просроченные кредиты будут вымыты из система и она будет стабилизирована», отметил в интервью во время одной из конференций в Москве исполнительный директор UBS AG в России Стивен Михан (Steven Meehan).
Банковский сектор может столкнуться с еще большей волатильностью по мере того, как он будет пытаться избавиться от полученного обеспечения, подчеркнула аналитик расположенного в Москве инвестиционного банка Aton Светлана Ковальская.


«Риски будут повышаться, если экономическое выздоровление затянется, а котировки активов не вернуться на свои предкризисные уровни», добавила она.
Тем временем Лебедев все еще ждет возможности забрать своих свиней, которых он намерен передать на скотобойню или какой-либо другой ферме.


«Один из самых больших рисков в настоящее время связан с тем, как защитить свои инвестиции от тех людей, которые вообще не хотят платить по долгам, - заметил он. – Но нельзя просто сидеть и ждать, пока экономика заработает. Нужно самому что-то для этого делать».