С помощью международного проекта в Казахстане удалось вернуть воду в то место, где еще несколько лет назад была пустыня из соли и песка. Это была самая большая экологическая катастрофа нашего времени, причиной которой стали десятилетия неосторожного использования природных ресурсов в советское время. Сегодня надежда снова возвращается. Но на южном берегу, на территории Узбекистана, Аральское море продолжает умирать.
Раскаленная пустыня днем и ледяная ночью, призрачный город, очертания лодок, засыпанных грязью и песком, соленые ветра и песочные бури, непригодный для дыхания воздух, покинутые деревни. Так выглядело несколько лет назад Аральское море. Самое большое в мире пресноводное озеро, размером с такую страну как Ирландия, стало самой большой современной экологической катастрофой. Это произошло всего за несколько десятилетий плановой экономики СССР, которая позволяла неограниченно использовать природные ресурсы советской части Центральной Азии.
Чтобы выращивать рис и хлопок, Москва шла против природы. На реках, которые питали Аральское море, строились отводы для поливки огромных полей, засеянных монокультурой. В результате озеро высохло на 90%, осталась лишь полоса отдельных резервуаров с водой. В 1996 оно потеряло три четверти своего водного объема, а основная масса населения покинула этот район. Ученые того времени считали это «необратимой катастрофой».
Но сегодня нечто изменилось, и некоторые наблюдатели уже говорят о чуде. В частности о том, что воды опять возвращаются, и вскоре будут омывать берег у порта Аральск. Начиная с 60-х годов, когда Аральское море стало высыхать, вода стремительно отступала, и морской порт Аральск оказался на расстоянии 100 километров от берега. Сегодня же порт опять с каждым днем становится все ближе, до него уже осталось 25 километров. Рыбаки возвращаются, чтобы вновь забросить свои сети. В 90-е годы из всех видов рыб оставался только один, сегодня насчитывается уже 16 видов. Площадь моря увеличилась на треть, уровень воды поднимается, в район опять возвращаются дожди, дует свежий ветерок. Летают пеликаны и чайки, открыт завод по переработке рыбы, который поставляет свою продукцию в Россию и на Украину.
Все это заслуги совместного проекта Всемирного банка и правительства Казахстана, к которому с 2001 привлекались эксперты и ученые со всего мира, и даже ООН и НАТО. В 2005 году была построена новая 13 километровая плотина возле острова Кокарал, которая обошлась в 88 миллионов долларов (общая стоимость проекта 260 миллионов долларов). Она обеспечила приток воды из реки Сырдарья, которая раньше уходила на юг и там терялась, в северную часть Аральского моря – Малый Арал. Уже в 2006 году ситуация начала улучшаться быстрее, чем предсказывалось в самых радужных прогнозах. «Гениальная идея» - согласилась даже Москва, которая после развала СССР пробовала выдвигать предложения по спасению моря, которые так и остались на бумаге. Например, Москва предлагала направить туда воды из Западной Сибири, или изменить направление бывшего второго притока Аральского моря - реки Амурдарья, идущей через все постсоветские государства Центральной Азии, и через Афганистан.
Однако чудо произошло лишь частично: только на северном побережье Аральского моря, которое находится в территориальных границах Казахстана - на данный момент одного из самых богатых нефтью и газом государств региона. С другой стороны, на юге, расположен Узбекистан - самое густонаселенное и экологически неблагополучное государство, где продолжается интенсивное выращивание хлопка, а также геологоразведочные работы по поиску горючих полезных ископаемых прямо на дне Аральского моря. Ташкент отказался спасать свою часть озера, которая является самой большой и составляет три четверти от его общей территории. Сделанные в январе снимки со спутника показывают, что размеры Аральского моря в этом районе за последние 3 года сократились на 80%. Это не добавляет оптимизма.