Они прибывают в Португалию в поисках лучшей доли, но могут привезти с собой угрозу жизни: очень устойчивую к лекарственным препаратам бациллу туберкулеза. Они эмигрировали из России, где случаи этой болезни широко распространены, и поэтому они несут опасность, будучи переносчиками болезни в наиболее серьезной форме, лечение которой потребует многонедельной изоляции больного и ежедневного приема десятков лекарственных препаратов в течение двух лет. Даже сами российские чиновники просят своих португальских коллег принять меры предосторожности. «Ваша страна имеет основания для беспокойства. В Португалии и других государствах юга Европы пока что редки случаи этой болезни. Поэтому любой новый переносчик болезни может спровоцировать целую эпидемию, тем паче, что у населения нет иммунитета к ней», - предупреждает Сергей Мишустин, сотрудник комитета по борьбе со СПИДом и Туберкулезом, в столице Сибири.
Он говорит, что эта беда уже поразила другие страны. «В 1996 произошла вспышка туберкулеза с особой устойчивостью к медицинским препаратам в США. Там было выявлено 23 новых случая всего лишь за полгода. Эпидемиологические исследования показали, что все больные были заражены российским гражданином с рейса Москва – Нью-Йорк».
Последние данные о распространении туберкулеза в Португалии показывают, что уровень заболеваемости среди иммигрантов в процентном соотношении составляет 12-14 %, что ниже среднего по Евросоюзу. Основная проблема- это туберкулез, вызванный СПИДом и наркоманией. В разговоре с корреспондентом Expresso Мишустин уверял, что есть только один способ защитить население – ранняя диагностика. «Необходимо обязать работодателей проверять российских рабочих, которых они нанимают». И приводит пример из жизни России. «Все иммигранты у нас обязаны сделать флюорографию грудной клетки перед тем, как наняться на работу».
Директор Центрального научно-исследовательского института туберкулеза РАМН Владислав Ерохин уверяет, что "беспокойство вполне обосновано. Здесь у нас много потоков мигрантов, которые и являются нашим основным источником инфекции. Это люди, которые приезжают из Средней Азии в Россию, а впоследствии эмигрируют дальше в Европу ". И повторил совет: "Надо настаивать на проверках тех, кто въезжает в страну". Эксперты говорят, основываясь на собственном опыте.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия является одной из стран с самыми худшими показателями по туберкулезу, особенно в тяжелых формах – с сильной устойчивостью к разнообразным медикаментам. Некоторые международные организации пытаются помочь найти решение проблемы. Сибирский регион имеет очень успешный опыт - с самой низкой смертностью по стране, - и есть планы применить его ко всей территории страны.
Эта модель была представлена на этой неделе в ходе визита в сибирскую столицу, организованного фармацевтом Лили (Lilly). Несколько лет назад она ушла с завода и стала заниматься медикаментами для лечения туберкулеза, предоставляя технологии для наиболее пострадавших стран - России, Китая, Индии и Южной Африки. "Мы собрали профессионалов из различных лабораторий для производства лекарственных средств", - объясняет Патриция Карлеваро (Patrizia Carlevaro), которая отвечает за сотрудничество с лабораториями. Но успех зависит от наблюдения за больными.
«В России туберкулез стал очень устойчив к разным лекарственным препаратам, потому что там не ведется учет, кто какие препараты принимает и принимает ли вообще», - объясняет один из ведущих экспертов и исполнительный директор Глобального института туберкулеза в Соединенных Штатах, Ли Райхман (Lee Reichman). Чтобы избежать отказов принимать лекарства, международные организации, как-то: Красный Крест, идут на хитрости. За прием лекарств больной получает еду и деньги.
Геннадий Кожевников, 57 лет, живет в деревушке Нелюбино в самом сердце Сибири, он как раз такой больной. Каждый день он проходит несколько метров от своего деревянного дома до медпункта, чтобы проглотить 17 таблеток и таким образом обеспечить себе субсидию в 879 рублей (378 евро, так в оригинале, прим. переводчика), которые платит Фонд Мира ООН, а также ему выдают некоторые продукты питания. В этот раз он получил банку сгущенки.
Уже год и 5 месяцев он живет в таком режиме, после того как стали известны результаты его флюорографии – в России все граждане обязаны ее делать раз в год - для выявления бациллы туберкулеза. Электрик на пенсии, получивший инвалидность после несчастного случая на работе, он является одним из примеров той подавляющей части больных, остающихся в России.
И как все они, он с этим смирился.