Десятки ведущих французских политиков, бизнесменов и работников культуры, включая сына бывшего президента Франсуа Миттерана (François Mitterrand), признаны виновными в разжигании одной из самых кровопролитных гражданских войн в Африке, поскольку они нелегально поставили туда оружия на общую сумму 450 миллионов фунтов стерлингов.
Вынося решение по результатам судебного процесса, в ходе которого прокуратура обвинила Францию в негласной поддержке незаконной торговли оружием, парижский уголовный суд приговорил известных представителей французского истэблишмента к различным срокам тюремного заключения и к большим штрафам.
Среди тех, кого осудили за содействие в поставках российского оружия ангольскому правительству во время его конфликта с повстанцами в 90-е годы, в том числе, десятков тысяч мин, был и 62-летний сын покойного президента Жан-Кристоф Миттеран (Jean-Christophe Mitterrand).
В результате 27-летней войны с партизанами из Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА), которая закончилась в 2002 году, 500000 человек погибли, и тысячи стали калеками от подрыва на минах.
Суду было заявлено, что 42 обвиняемых в период с 1993 по 1998 год поставили президенту Анголы Жозе Эдуарду душ Сантушу (José Eduardo dos Santos) 170000 мин, 420 танков, 150000 снарядов, 12 вертолетов и 6 боевых кораблей. Во время своего визита в Анголу в 1997 году принцесса Диана привлекла внимание всего мира к проблеме противопехотных мин в этой стране.
Миттеран получил два года условно и был оштрафован на 375000 евро за использование служебного положения в корыстных целях в рамках этого скандала, получившего во французской прессе название "Анголагейт".
Бывший глава МВД Франции Шарль Паскуа (Charles Pasqua) был приговорен к году лишения свободы за незаконное лоббирование, а 66-летний государственный служащий Жан-Шарль Маршиани (Jean-Charles Marchiani) отправился за решетку на три месяца за то же преступление.
К этому делу оказались причастны и деятели культуры. 63-летнего писателя Поля-Лу Сулитцера (Paul-Loup Sulitzer) приговорили к тюремному заключению на 15 месяцев, а также к штрафу в 100000 евро за злоупотребление влиянием.
Двумя главными обвиняемыми в этом деле, которое вызвало напряженность в дипломатических отношениях между Парижем и Луандой, стали израильский миллиардер российского происхождения Аркадий Гайдамак, чей сын Александр возглавлял в прошлом футбольный клуб Портсмут, и французский бизнесмен Пьер Фалькон (Pierre Falcone).
Их признали виновными в организации незаконной торговли после введения ООН эмбарго, в рамках которого Франции было официально запрещено поставлять оружие в Анголу.
Живущий сейчас в России 57-летний Гайдамак, который на судебном заседании отсутствовал, получил 6 лет за торговлю оружием, незаконное лоббирование и отмывание денег.
55-летнего Фалькона также приговорили к 5 годам лишения свободы за торговлю оружием и незаконное лоббирование.
Фалькон, получивший ангольское гражданство и назначенный в 2003 году представителем этой страны в ЮНЕСКО, попытался заявить о своей дипломатической неприкосновенности. Судья Жан-Баптист Парло (Jean-Baptiste Parlos) это заявление отверг и выдал ордер на его арест. Оба осужденных заявили, что опротестуют приговор.
Суду сообщили, что Гайдамак и Фалькон для реализации своих сделок предлагали взятки и откаты на миллионы евро влиятельным представителям правящих кругов Франции. Среди тех подарков, которые обеспечили прохождение сделок, были чемоданы денег, собственность на Французской Ривьере и поездки в Лас-Вегас.
Так, Миттеран получил в виде откатов 2,6 миллиона долларов, потому что являлся в прошлом руководителем таинственного африканского отдела в администрации его отца. Отдел этот занимался отношениями Франции с ее бывшими колониями.
Обвинение также заявило, что Жозе Эдуарду душ Сантуш, который вот уже тридцать с лишним лет находится у власти, а также десятки других ангольских руководителей получили миллионы евро в виде откатов.
Но у этого процесса, который пытались сорвать и Ангола, и Франция (Луанда открыто, а Париж за кулисами), был и побочный сюжет, в рамках которого звучали обвинения в адрес двух французских президентов - Франсуа Миттерана и Жака Ширака (Jacques Chirac), якобы закрывавших на эти сделки глаза.
Государственный обвинитель Ромен Виктор (Romain Victor) заявил, что Гайдамак и Фалькон "напрямую поддерживали отношения с французской разведкой и имели важные связи на государственном уровне". По его словам, когда правительство Франции получило первую информацию о торговле оружием, оно дало понять, что "ничего не произойдет, и вмешиваться никто не будет". "Настоящую причину такого попустительства следует искать в теневых экономических и стратегических интересах", - заявил прокурор.
Под этими словами подразумевалось следующее. Франции так хотелось заручиться благорасположением этого богатого нефтью южноафриканского государства, что она позволила осуществлять данные сделки.
Этот аргумент попытались использовать представители защиты, которые утверждали, что их подзащитные получили официальное разрешение на такую торговлю. Они также заявили, что французское правосудие не имеет права рассматривать это дело, потому что поставляемое оружие никогда не проходило через территорию Франции.
Тем не менее, судья Парло заявил: "Крайне редко достигали мы такой степени организованности и сокрытия преступлений, дававших значительные барыши".
Адвокат Фалькона Эммануэль Марсиньи (Emmanuel Marsigny) назвал вынесенные приговоры "совершенно несоразмерными". Он заявил: "Суд, не ставший проверять других причастных к этому людей, особенно из числа политиков, превратно истолковал это дело".
Фалькона обвинили в том, что он через словацкое отделение своей компании Brenco переправлял оружие из России в Анголу, а оплата за поставки приходила через счета в Швейцарии, Люксембурге и Португалии.
Суду было заявлено, что оружие, доставшееся бывшему полковнику КГБ Гайдамаку, поступало из арсеналов Красной Армии, оставшихся после распада советского блока. Эти люди за свое участие в данном скандальном деле получили комиссионные на десятки миллионов евро.
Опровергая заявления обвинения, Паскуа сказал, что он продолжит борьбу "за правду и законность".
Этот процесс серьезно осложнил отношения между Луандой и Парижем, несмотря на попытки президента Саркози нормализовать их. Нет никаких сведений и предположений, указывающих на то, что он знал об этих сделках или утверждал их.
Член ОПЕК Ангола обладает одними из богатейших разведанных запасов углеводородов на африканском континенте. Пользующаяся поддержкой государства французская нефтяная компания Total ведет активную работу в этой стране.
В мае Саркози побывал в Анголе с государственным визитом и попытался наладить отношения с душ Сантушем, который, согласно имеющейся информации, был крайне недоволен парижским процессом.
Основные участники
Бывший министр Шарль Паскуа - карьерный политик правого толка. С 1986 по 1988 и с 1993 по 1995 годы он занимал пост министра внутренних дел, выступая в роли наставника Жака Ширака и Николя Саркози. В 90-е годы его считали влиятельной политической фигурой во Франции. В подростковом возрасте в годы Второй мировой войны он вместе с отцом и дядей воевал в рядах французского Сопротивления, затем работал виноторговцем и частным детективом, после чего занялся политикой. Суду было сообщено, что он использовал полученные от торговли оружием деньги для финансирования своей кампании в борьбе за место в Европарламенте, которое он занимал с 1999 по 2004 годы.
Сын президента Жан-Кристоф Миттеран долгие годы работал специальным советником по африканским делам у своего отца Франсуа, который в то время занимал президентский пост. За это он получил прозвище Papamadit (Говорил мне папа). Начинал он репортером в Мавритании. Жан-Кристоф использовал свои связи в Елисейском дворце для продвижения ангольской сделки, за что получил вознаграждение в два с лишним миллиона долларов.
Аркадий Гайдамак - российско-израильский бизнесмен-скиталец с правыми взглядами, получивший прозвище "Израильский Абрамович". Он как-то заявил, что скорее умрет, чем согласится с проведением гей-парада в Иерусалиме. В 2008 году бизнесмен баллотировался на пост мэра этого города, в то время как Интерпол разыскивал его за торговлю оружием. Но он получил тогда менее 4 процентов голосов, поскольку так и не выучил иврит. Большую часть жизни Гайдамак прожил во Франции, где президент Ширак наградил его орденом Почетного легиона за то, что он содействовал освобождению двух французских летчиков, захваченных в 90-е годы боснийскими сербами. До прошлого месяца его сын Александр был владельцем футбольного клуба Портсмут.
Посол Пьер Фалькон имеет французское, канадское и ангольское гражданство, а также является представителем Анголы в культурной организации ООН ЮНЕСКО. Но больше всего он известен как торговец оружием. В ходе судебного процесса он пытался воспользоваться дипломатическим иммунитетом, но ему это не удалось. Фалькон известен также своим щегольством и пристрастием к дорогой одежде.