Существует причина для распространенного мнения о том, что русские любят выпить: среднестатистический россиянин потребляет 18 литров чистого спирта в год по сравнению с 11 литрами в год в странах Западной Европы. Но если новая антиалкогольная кампания президента Дмитрия Медведева пройдет успешно, россияне станут поднимать бокалы гораздо реже.
История России усеяна провалившимися попытками могущественных лидеров с пристрастием к социальной инженерии вмешаться в привычки россиян, связанные с выпивкой. Последняя из попыток, антиалкогольная кампания, проведенная в середине 1980-х Михаилом Горбачевым, была заброшена, в частности, из-за своей огромной непопулярности.
Но у Кремля есть хорошие причины, чтобы попробовать снова. Алкоголизм в России, который Медведев назвал «национальной катастрофой», давно уже упоминают, как ключевую причину продолжающегося демографического коллапса страны. Злоупотребление алкоголем – это ключевая причина, по которой российские мужчины имеют среднюю продолжительность жизни в 60 лет, как в Северной Корее и Папуа Новой Гвинее. В немалой степени именно из-за алкоголизма, ООН прогнозирует, что уровень населения России снизится с текущих 142 миллионов до 131 миллиона к 2025 году, что поставит под угрозу долгосрочный экономический рост и национальную безопасность.
Медведев поручил правительству разработать антиалкогольную стратегию к 1 декабря. По сообщениям СМИ, в эту стратегию могут войти новые ограничения на рекламу алкогольных напитков, ужесточение контроля на рынке алкогольных напитков с низким содержанием спирта, ограничения на время и места продажи алкоголя, а также установление минимальных цен и увеличение налогов на водку. В плане также будут дополнительные меры, призванные уменьшить объем рынка полулегального алкоголя. Правительство также размышляет о восстановлении монополии на производство дистиллированного спирта, использующегося для производства водки.
У этой кампании могут быть более высокие шансы на успех, чем у предыдущих битв с бутылкой. Некоторые опросы общественного мнения указывают на широкую поддержку кампании за трезвенность. С точки зрения бюджета, взносы в федеральный бюджет от налогов на алкоголь сегодня являются лишь малой долей того, чем они были во время предыдущих попыток ограничить потребление алкоголя, что означает, что снижение потребления не окажет большого влияния на доходы правительства. Более того, доходы могут даже вырасти, благодаря повышению налогов. И, наконец, очевидный успех правительственных усилий по искоренению легализованных азартных игр – с 1 июля все казино и салоны игровых автоматов, работающие за пределами четырех специальных зон, были закрыты – отражает значительную политическую волю по проведению позитивных социальных изменений, которая может быть направлена в усилия по искоренению алкоголизма.
Российская антиалкогольная кампания еще находится на очень ранней стадии. Политически влиятельное алкогольное лобби, обеспокоенное повышением налогов, еще может ослабить усилия правительства. И стоит не забывать, что гораздо больше россиян пьют, чем играют в азартные игры.