БЕЙРУТ. Государственное иранское телевидение сообщило во вторник, что Иран постарается добиться внесения поправок в договоренность, достигнутую им с США и другими крупными державами, которая предусматривает отправку большей части его ядерного топлива за рубеж.
В четверг Тегеран даст ответ на предложение об отправке большей части его ядерных запасов в Россию и Францию для переработки их в топливо для иранского медицинского реактора. Однако в его встречном предложении будут содержаться "важные поправки", о чем со ссылкой на неназванные источники сообщил государственный иранский телеканал Al Alam.
Этот арабоязычный информационный телеканал часто передает официальные сообщения и запускает пробные шары, прежде чем выступят другие государственные средства массовой информации.
США, Россия, Франция и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) на прошлой неделе согласовали предложение об отправке большей части иранского обогащенного урана на дальнейшее обогащение в Россию и Францию, где из него будут изготавливаться топливные сборки для медицинского реактора, используемого в производстве изотопов для диагностики и лечения раковых заболеваний.
Хотя предлагаемая сделка не снимет в полной мере озабоченность мирового сообщества относительно иранских ядерных амбиций, она поможет на время сократить запасы урана в стране. Это снизит опасения по поводу того, что Тегеран может внезапно отказаться от своих обязательств по договору и быстрыми темпами создать собственное ядерное оружие. А дипломаты также заявляют, что данная договоренность способна заложить основы для переговоров по более широкому кругу вопросов.
Однако наблюдающие за Ираном эксперты говорят, что Тегеран попытается выдвинуть жесткие условия по количеству отправляемого за рубеж обогащенного урана, а также по графику отправки, чтобы получить максимум преимуществ и успокоить сторонников жесткой политики, с большим недоверием относящихся к любым договоренностям с Западом.
"Мой опыт общения с этими парнями подсказывает, что они не пойдут ни на какие уступки до тех пор, пока не столкнутся с абсолютной необходимостью согласиться на них, - заявил бывший эксперт ЦРУ по Ирану Марк Фаулер (Mark Fowler), в настоящее время работающий аналитиком в вашингтонской фирме Booz Allen Hamilton, - они будут придерживаться очень жесткой линии. Они не пойдут ни на какие уступки, по крайней мере, в качестве аванса".
Представитель американского госдепартамента Иэн Келли (Ian Kelly) заявил во вторник репортерам, что США не вступают в дискуссию, ожидая ответа со стороны Ирана. Но по крайней мере один американский союзник уже проявил нетерпение по отношению к Тегерану.
"Иран теряет время, потому что вести переговоры надо сейчас. Иначе будет слишком поздно, - заявил французский министр иностранных дел Бернар Кушнер (Bernard Kouchner) во время встречи со своими европейскими коллегами в Люксембурге, - американцы, благодаря решимости Обамы, энергично настаивают на необходимости диалога, но эта энергия не будет существовать вечно. Нужны ответы на поставленные вопросы". Эти слова министра приводит информационное агентство Agence France-Presse.
Как сообщает телеканал Al Alam, "Тегеран примет в общих чертах схему соглашения по топливу для исследовательского ядерного реактора, но при этом выдвинет важные условия". Суть этих условий источник не уточняет.
В понедельник министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки (Manoucher Mottaki) заявил, что Тегеран внимательно изучает это предложение, но может согласиться на отправку меньшего количества урана, чем те 1,2 тонны, что указаны в проекте соглашения, либо принять решение о закупке необходимого для тегеранского реактора урана.
Как сказал редактор Al Alam по внешней политике Ирана Невид Бехруз (Nevid Behrouz), Тегеран обеспокоен этим планом, главное в котором - количество отправляемого за рубеж урана. Его тревожит то, что Запад может не вернуть ему ядерное топливо.
Иранские власти намерены добиться лучших условий в рамках этой договоренности. Они не доверяют Западу и ООН и чувствуют, что их предает даже Россия, которая тянет с поставками топлива для атомной электростанции в Бушере, говорит Фаулер.
"Они действительно считают, что если не проявят осторожность, то попадут в какую-нибудь ловушку. . . . Они боятся, что их в буквальном смысле этого слова обманут, запутают или загонят в угол", - добавляет он.
Иран не дал в пятницу к назначенному сроку ответ на это предложение, но заручился на этой неделе важной для него поддержкой, когда Россия, обладающая правом вето в Совете Безопасности ООН, выступила в защиту Тегерана и призвала проявить терпение.
"Только за один этот неполный месяц были найдены конкретные и потенциально работоспособные решения, - заявил в опубликованном в понедельник интервью заместитель министра иностранных дел России Сергей Рыбаков (так в тексте, речь идет о заместителе министра иностранных дел Сергее Рябкове - прим. перев.), - не исключено, что дальше процесс пойдет не столь интенсивно. Но все должны набраться максимум терпения". Эти слова замминистра цитирует "Интерфакс".
Он добавил: "Иран, по большому счету, демонстрирует готовность к сотрудничеству и с МАГАТЭ, и с другими".
Американские консерваторы, такие как ветеран администрации Буша Джон Болтон (John R. Bolton), критикуют Обаму и его команду за поддержку этой договоренности, заявляя, что тем самым они признали легитимность работ Ирана по обогащению урана, которые проводятся в нарушение резолюции ООН.
С ним согласен Бехруз. "Согласившись на этот проект договоренности, - говорит аналитик, - Запад аннулировал прежние решения Совета Безопасности ООН о прекращении работ по обогащению".