Преподавание истории в старших классах, бывшее до настоящего времени относительно свободной дисциплиной, вновь попадает под контроль государства. Возможно, в ближайшем будущем в российских школах станет обязательным учебник, составленный по указке Кремля.
Несмотря на нынешний пересмотр советского прошлого (выполненная золотыми буквами цитата "Нас вырастил Сталин на верность народу на труд и на подвиги нас вдохновил" уже который день встречает пассажиров московского метро) в России все еще сохраняется удивительное многообразие подходов к преподаванию истории. Учителя средней школы (в младших классах нет отдельных уроков по этому предмету) могут выбирать среди 49 одобренных министерством изданий. Они также имеют право и не придерживаться этого перечня.
Тем не менее, в последнее время все чаще раздаются голоса в поддержку возвращения к единому учебнику. Кремль, естественно, пытается навести порядок. "Сейчас учебников много, и от этого в какой-то момент закружилась голова, возникло ощущение того, что история смотрится абсолютно по-разному... Далеко не все новые учебники истории оказались равного качества... Зачастую это были учебники, если хотите, написанные назло... Это плохо, потому что в голове у школьников в результате этого возникла каша", объяснил президент Дмитрий Медведев, выступая 30 августа на телеканале РТР.
Со времени своего прихода к власти в декабре 1999 года Владимир Путин "смахнул пыль" с немалой части советской символики. В 1999 году он лично присутствовал на праздновании дня рождения Сталина. В 2000 году он восстановил сталинский гимн (правда, уже с другими словами) и вернул армии красное знамя.
"Владимир Путин возродил гордость за советское прошлое, он понял, что в обществе существовала такая потребность. Массам понравилось это возвращение к знакомому им миру. Акцент сделали на победе 1945 года. Культ Сталина прекрасно вписывается в прославление Советского Союза и войны", рассказывает, один из руководителей организации "Мемориал" Арсений Рогинский. Изданная в 2007 году "Книга учителя" (в двух томах) представляет собой квинтэссенцию новых государственных взглядов. Авторы книги – Александр Данилов и Александр Филиппов – входят в число тех, кому Кремль поручил разработку новых образовательных стандартов.
Тон задается с первых страниц. Анализ истории должен проводиться "с целью воспитания патриотически настроенных граждан". Издание представляет советскую эпоху (возможно, самый спорный и неоднозначный период истории страны) в совершенно новом свете. В частности, в нем оправдывается политика Сталина.
Сам же Сталин охарактеризован в книге как "рациональный" управленец. Организованный в стране террор был в первую очередь "прагматическим инструментом решения экономических задач. Не оправдывая репрессий, можно сказать, что они послужили для запугивания тех, кто работал плохо".
Голод в советских деревнях в 30-е годы не был организован сверху. К нему привели "как климатические условия, так и незавершенный процесс коллективизации". Получив одобрение на самых верхах, эта книга – существуют издания для учителей и учеников – имеет все шансы заполонить в скором времени все школы страны. Учителя подтверждают, что получили такие учебники, хотя сами их и не заказывали.
Преподавательский состав широко представлен в прокремлевской партии "Единая Россия", и поэтому вертикаль власти будет работать на полную мощность. Нет никакой необходимости официально провозглашать возвращение к единому учебнику: 49 рекомендованных министерством образования книг никуда не денутся, но использовать в действительности будут в основном плоды трудов Данилова и Филиппова. Миллионы российских школьников будут расти с уверенностью в том, что Сталин был "рациональным управленцем".
Подобная перспектива не может не вызывать тревогу у бывших диссидентов и оппозиционеров. "Сталинизм и большевизм определяются двумя принципами: цель оправдывает средства, а люди – это мусор. Сегодня мы живем в постмодернистском сталинизме с новой символикой: имперский герб (двуглавый орел), демократический флаг (триколор) и сталинский гимн. Три эти основы свидетельствуют о наших проблемах с самоопределением", говорит либеральный политик Григорий Явлинский.
"Пока мы не победим сталинизм, мы не будем ни демократической страной, ни правовым государством. Нужно последовать примеру немцев. Они осудили Гитлера. Именно так Германия добилась процветания", - считает Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы и бывшая заключенная ГУЛАГа.
В годы горбачевской перестройки страна, казалось, шла вперед по пути "десталинизации". "Память о терроре была в то время важной частью общественного сознания. В 1987, 1988 и 1989 годах газеты пестрели рассказами свидетелей чисток и фотографиями жертв. Затем социально-экономическая ситуация ухудшилась, и люди потеряли надежду и самосознание. Они почувствовали себя обманутыми новой властью. И размышления о сталинском периоде ушли на второй план", - вспоминает Арсений Рогинский.
Через двадцать лет после падения берлинской стены ценности изменились. Социолог Борис Дубин из "Левада-центра" пытается объяснить причины этого поворота сознания: "Сталинский миф связан с идеей великой державы и победы в 1945 году, которые до сих пор остаются одними из важнейших ориентиров для большинства россиян. В действительности же победа в 1945 году и отправка в космос Юрия Гагарина были единственными положительными достижениями СССР".
Есть, тем не менее, и хорошие новости. Недавно Министерство образования включило в школьную программу по литературе для старших классов "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына.