Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Германию критикуют за решение ЕС снять с Узбекистана оружейное эмбарго

© коллаж ИноСмипресс-секретарь Международной группы по предотвращению кризисов Эндрю Штройлайн
пресс-секретарь Международной группы по предотвращению кризисов Эндрю Штройлайн
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейские министры решили отменить эмбарго на поставки вооружений в Узбекистан. По мнению аналитиков, это показывает, что германское военное сотрудничество со среднеазиатской диктатурой для них важнее прав человека.

Европейские министры решили отменить эмбарго на поставки вооружений в Узбекистан. По мнению аналитиков, это показывает, что германское военное сотрудничество со среднеазиатской диктатурой для них важнее прав человека.


В заявлении, сделанном во вторник (27 октября), говорится, что хотя Евросоюз «серьезно озабочен» нарушениями прав человека в Узбекистане, он отменяет запрет на продажу вооружений, а через год будет оценивать, был ли достигнут «прогресс» в отношениях с Узбекистаном.


Эмбарго было введено в 2005 году после того, как узбекские солдаты расстреляли из пулеметов сотни мирных граждан во время так называемой Андижанской резни. Ташкент тогда отказался проводить расследование. Сейчас режим продолжает бросать политических противников за решетку, пытать заключенных и заставлять детей собирать хлопок.


Германия утверждает, что отмена эмбарго была не ее инициативой, а решением ЕС, и что единственной страной, выступавшей против, были Нидерланды. Однако когда вопрос об отмене санкций только рассматривался, Берлин с самого начала дал понять, что он не поддержит продление эмбарго, для которого был необходим консенсус 27 стран членов Евросоюз.


Международная группа по предотвращению кризисов (International Crisis Group) – некоммерческая организация со штаб-квартирой в Брюсселе – обвиняет Германию в том, что она стремилась отменить наложенные на Узбекистан санкции еще в 2005 году, чтобы гарантировать сохранение за собой военной базы в Термезе на юге страны.


База в Термезе, через которую идет снабжение германских войск в афганской провинции Кундуз, приобрела в этом году особое стратегическое значение после того, как талибы начали нападать на немецких солдат в регионе и перерезали альтернативный путь снабжения через Таджикистан.


«Берлин всю дорогу служил узбекскому режиму пиар-агентством, - заявил EUobserver пресс-секретарь Международной группы по предотвращению кризисов Эндрю Штройлайн (Andrew Stroehlein). – У них на уме один Термез. Они хотят, выглядеть лидером среднеазиатской политики Евросоюза, а эта база важна для их самооценки и помогает им чувствовать себя важным игроком на мировой арене».


В тот же день, когда с Узбекистана было снято оружейное эмбарго, Евросоюз наложил запрет на экспорт оружия в африканскую Гвинейскую Республику, в которой в сентябре в результате схожей резни погибло 157 человек. Однако решение, принятое в отношении Узбекистана, может отрицательно сказаться на эффективности этого шага, полагают аналитики.


«ЕС ясно дает понять: «Когда мы накладываем санкции, не принимайте их всерьез – если на вашей стороне одна из крупных европейских стран, то от санкций вы можете избавиться». Какая хорошая новость для диктаторов!» - заявил г-н Штройлайн.


Глава подкомитета Европейского парламента по правам человека финский либеральный политик Хейди Хаутала (Heidi Hautala) добавила: «Сигнал, который дается всем авторитарным режимам, очевиден – мы говорим о правах человека, но на самом деле они нас не волнуют, если на кону стоят наши экономические и стратегические интересы».


Символическое значение


Оружейное эмбарго в отношении Узбекистана было в большой степени символической мерой.
Даже до того, как оно было наложено в 2005 году, та же Германия практически не продавала Узбекистану военное снаряжение, хотя в девяностые, после распада Советского Союза, некоторые немецкие фирмы начали экспортировать в страну запчасти для военных грузовиков и технологии «двойного назначения» - в частности устройства, позволяющие прерывать мобильную связь.


«Не думаю, что следует ожидать потока сделок. Разве что, еще можно себе представить поставки какого-нибудь телекоммуникационного оборудования», - полагает Отфрид Нассауэр (Otfried Nassauer), эксперт Берлинского информационного центра трансатлантической безопасности (Berlin Information-center for Transatlantic Security) - неправительственной организации, занимающейся контролем над вооружениями.
Г-н Нассауэр отметил, что в прошлую пятницу новая германская правящая коалиция пообещала в своем манифесте привести германскую политику в сфере торговли вооружениями в соответствие с нормами Евросоюза.


В настоящий момент германские стандарты жестче общеевропейских, согласно которым разрешение на экспорт не выдается только при наличии серьезных нарушений прав человека. «Новая коалиция готова пожертвовать нашими стандартами, снизив их до европейского уровня, ради создания единого игрового поля», - считает г-н Нассауэр.


Как недавно стало известно, в 2007 году Германия продала военную продукцию общей стоимостью в 270 000 евро Туркмении – еще одной среднеазиатской стране с вопиющей репутацией в области прав человека, - нарушив тем самым собственные декларируемые стандарты.