В интервью с членом комиссии по окружающей среде Академии наук Эстонии Ивар Пуура высказал мнение, что строительство газопровода Nord Stream в Балтийском море увеличит токсичность рыбных запасов.
- Ивар Пуура, вы недавно рассказывали в парламенте о воздействии планируемого в Балтийском море газопровода Nord Stream на окружающую среду. Какое влияние может оказать этот газопровод?
- Одна группа рисков связана воздействием на морское дно, в определенной мере связанном со взрывом мин, но еще больше с прокладкой труб. Nord Stream планирует проложить два трубопровода. Углубление дна для трубопровода, его собственная тяжесть и его покрытие гранитной крошкой поднимут среди донных осадков ядовитые вещества, накопившиеся там с годами. Это как ящик Пандоры, потому что были времена, когда по рекам в донные морские отложения попадали загрязнения в очень большом количестве. Так, в 1940-1984 годах крупнейшим загрязнителем Балтийского моря была река Кюми в Финляндии, из устья которой близ города Котка в море вытекали в большом количестве диоксины, ртуть и прочие ядовитые вещества.
- Вы называли и другие трубопроводы, которые проложат в Балтийском море. Что вы имели в виду?
- Описание Nord Stream касается двух параллельных трубопроводов, из которых первый должен быть проложен к октябрю 2010 года, срок сдачи второго 2012 год.
- Чем опасны диоксины для здоровья человека?
- Диоксинами называют группу органических соединений, в которые входят более сотни химических элементов. Когда человек питается рыбой с большим содержанием диоксинов, они отлагаются в организме. Наибольшую угрозу они представляют для младенцев, так как в грудном молоке воздействие диоксинов усиливается в 50 раз. Диоксины являются канцерогенами и отмечено их влияние на развитие плода и ребенка.
- Сколь велика вероятность, что с прокладкой газопровода в Финском заливе увеличится и количество диоксинов в организме человека?
- Содержание диоксинов в рыбе уже сейчас в Финляндии и Швеции в два раза превышает нормы, разрешенные в Европейском союзе. Поэтому департамент продовольственной безопасности Финляндии EVIRA рекомендовал, чтобы один человек не съедал в течение месяца салаки, лосося и морской форели более чем 200 граммов. Для Эстонии квоты вылова салаки находятся в открытой части Балтийского моря, в Рижском заливе и в западной части Финского залива. Там содержание диоксинов в рыбе немного меньше европейской нормы. Но незначительное увеличение диоксинов в местах нереста рыбы может, очевидно, означать, что и эта рыба не будет соответствовать европейским нормам и Эстонии запретят ее экспорт в другие государства Европейского союза.
- Как диоксины попадают на дно моря?
- Часть диоксинов попадает в море через атмосферные осадки, другая часть через водостоки, из которых река Кюми в Финляндии необычна из-за объема сбросов. На берегу реки Кюми долгое время производили бумагу и для сохранения древесины использовали противогрибковое средство KY-5, содержавшее диоксины. Эти яды и уходили по реке в море.
- Видят ли и финны угрозу дикосинов?
- Это и базируется на основе трудов финских ученых. В случае оценок влияния на окружающую среду в самой Финляндии проблемой является то, что при оценке отчета об экологическом воздействии (газопровода «Северный поток» - прим.перев.) не были в достаточной мере привлечены специалисты в этой области, прежде всего врачи. Но эта озабоченность отражена в официальной позиции департамента продовольственной безопасности Финляндии.
- Но ведь трубопроводы прокладываются на дне морей и в других местах в мире.
- Большинство морских трубопроводов находятся на очень большой глубине. Например, трубопровод Лангелед из Норвегии в Великобританию лежит на глубине около километра. Трубопровод Nord Stream, однако, планируется проложить в водах России на очень небольшой глубине, а в Финском заливе на глубине 60-70 метров. На таком мелководье риски для окружающей среды гораздо большие.
- Если бы трасса пролегала ближе к Эстонии, ее воздействие было бы иным?
- Серьезная альтернатива, которую не рассматривали, пролегала бы все же по суше. Смещение трубопровода по дну Балтийского моря главные риски не смягчит.
- В Финском заливе хотят проложить и другие сооружения – электрокабель Estlink-2 между Эстонией и Финляндией, эстонско-финляндский газопровод. С ними связаны такие же опасности?
- Электрокабель относительно тонкий – вместе с изоляцией около двадцати сантиметров – и предполагает только дноуглубительные работы. Диаметр газовой трубы Nord Stream 1,22 места. Что же касается интереса финского Fortum и «Газпрома» проложить трубу из Палдиски, например, в Инко или поближе к Хельсинки, то к оценке влияния этого проекта на окружающую среду еще не приступали. При пересечении двух планируемых трубопроводов возникнет кумулятивное воздействие – риски увеличатся в несколько раз, например, при протечке трубы или небольшом взрыве. На Черном море отказ от пересечения трубопроводов используется как аргумент, почему новые газопроводы нельзя прокладывать рядом с уже имеющимися.
Перевод: Хейно Сарап
Примечание переводчика: комиссии парламента Эстонии по иностранным делам, экономике и окружающей среды на совместном заседании во вторник на основании выводов эстонских ученых и специалистов пришла к выводу, что разработанный Nord Stream отчет о возможном воздействии газопровода не учитывает многие экологические риски. Члены комиссий постановили призвать парламент принять заявление с протестом против сооружения российско-германского трубопровода.