19 октября официально стартовала президентская избирательная кампания. Неофициально (в форме рекламной кампании) она идет уже несколько месяцев.
В начале октября почти все ведущие социологические службы страны провели свои общенациональные опросы. Поэтому у нас есть возможность оценить стартовые позиции кандидатов на пост президента Украины, а заодно подвести итоги предварительному (разогревочному, квалификационному) этапу избирательной кампании.
Данные октябрьских опросов дают достаточно четкую структуру расклада сил на официальном старте избирательной кампании.
С большим отрывом в президентской гонке лидируют два главных фаворита – Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Все опросы свидетельствуют, что лидер крупнейшей оппозиционной силы опережает премьер-министра примерно на 10-12%. По данным большинства исследований, выигрывает Янукович и второй тур президентских выборов.
Но вот парадокс. Несмотря на столь существенное отставание Тимошенко, в политической тусовке - депутатских, партийных, журналистских и политологических кругах - многие убеждены в ее грядущей победе.
Отчасти это объясняется более яркой и энергичной кампанией Юлии Тимошенко. Но главная причина, думается, в другом – ощущается определенная неуверенность в стане Партии регионов.
И дело не только во внутренних конфликтах, на время закрытых, но до конца не улаженных. Не только в разногласиях по поводу стратегии избирательной кампании. У регионалов нет полной уверенности в своем лидере. Дважды - в 2004 и 2007 годах - он проигрывал, казалось бы, выигранные выборы.
Наконец, чувствуется, что регионалы побаиваются Юли, ее премьерских возможностей и ее знаменитого финишного рывка. На парламентских выборах 2006 и 2007 годов результат политической силы Тимошенко на выборах возрастал на 5-7% по сравнению с данными предвыборных опросов.
К тому же все понимают: Юлия Владимировна будет бороться за президентскую власть изо всех сил. А бороться она умеет. Выдвижение Тимошенко на Майдане перед более чем стотысячной аудиторией сторонников стало психической атакой на регионалов, для которых события оранжевой революции остались неизжитой политико-психологической травмой.
Что в итоге окажется более весомым - рейтинговый гандикап Виктора Януковича на старте президентской гонки или воля к победе Юлии Тимошенко – покажут только выборы.
Поляризация кампании нарастает. Весной текущего года за Януковича или Тимошенко суммарно готовы были голосовать около 40% всех респондентов, в октябре – от 44,4% (по данным ФОМ-Украина) до 55,2% (по данным Украинского института социальных исследований имени Яременко).
В другой форме, с несколько иным составом главных участников, нас сейчас, вероятно, ожидает римейк выборов 2004 года – очередной выбор между проевропейской и пророссийской геополитической перспективой, между ожиданием радикальных общественно-политических перемен и ставкой на консервативную стабилизацию.
Вот только избиратели стали более критичными по отношению к кандидатам на пост президента.
Первой жертвой такой критичности избирателей стал Арсений Яценюк, занимающий третье место в президентской гонке. Еще в апреле-мае текущего года рейтинг лидера "Фронта перемен" составлял по данным разных опросов (КМИС, Research&Branding Group) около 13-14%. Тогда он всего на 1,5-2% отставал от Тимошенко, имел реальные шансы побороться за выход во второй тур.
Но как только Яценюк начал свою рекламную кампанию, то рост рейтинга прекратился, а с августа началось его снижение. Сейчас по данным большинства различных социологических служб президентский рейтинг Арсения Петровича составляет 8-9%. Его отставание от Тимошенко увеличилось до 10% - даже по данным Украинского института социальных исследований имени Яременко, который дает рейтинг Яценюка на уровне 11%.
Арсений Петрович почти утратил шансы на выход во второй тур президентских выборов. Почему падает рейтинг Арсения Яценюка? Думается, главная причина – серьезнейшие ошибки в предвыборном позиционировании.
Основная масса сторонников Яценюка была сконцентрирована в Западной Украине. Для части посторанжевых избирателей, разочаровавшихся и в Ющенко и в Тимошенко, лидер "Фронта перемен" был олицетворением новой политической волны, способной реализовать их европейские и национал-демократические идеалы.
Но вместо этого, в ходе своей рекламно-агитационной кампании он стал критиковать "либеральные мифы", приведшие страну к краху, стал говорить о бесперспективности претензий на членство в НАТО и ЕС. В заявлениях Яценюка стала звучать ностальгия по социальным стандартам и экономическим достижениям советской эпохи.
Что это – предвыборный популизм, влияние российских политтехнологов, работающих с лидером "Фронта перемен", или реальные трансформации политического мировоззрения Яценюка?
Частица истины есть в каждой из этих версий. Но важнее другое – Арсений Петрович потерял значительную часть своих сторонников в Западной Украине, и не приобрел новых сторонников среди русскоязычных избирателей.
Еще весной он лидировал в предвыборной гонке на Западной Украине. По данным опросов КМИС и Research&Branding Group в апреле-мае 2009 года в этом регионе его поддерживали более четверти респондентов. В октябре текущего года по данным R&B Group на Западе Украины его поддерживали только 14.7% респондентов, в то время как за Тимошенко готовы были голосовать 28,8% опрошенных жителей этого региона.
"Вирусная реклама" Яценюка хотя и обратила на себя внимание, но не способствовала привлечению новых сторонников, скорее, она их запутала. Сказалось и отсутствие у Арсения Петровича авторитетной команды. Большинство избирателей воспринимает Яценюка политиком-одиночкой.
Если тенденция снижения рейтинга Арсения Яценюка продолжится и далее, то он рискует опуститься во второй эшелон президентской гонки. Ко второму эшелону участников президентской гонки относятся политики, не имеющие реальных шансов на выход во второй тур президентских выборов, но претендующие на то, чтобы провести свои политические силы в следующий состав Верховной рады.
Количественные критерии второго эшелона - президентский рейтинг от 1% до примерно 5% от общего числа респондентов. Задача этих политиков – показать в первом туре президентских выборов результат если не выше 3% (парламентский барьер, преодоление которого дает депутатские места в Верховной Раде), то хотя бы близкий к этому рубежу. Тогда их политические силы будут рассматривать в качестве конкурентоспособных на возможных парламентских выборах.
Наиболее стабильные позиции во втором эшелоне у лидера КПУ Петра Симоненко. Вот уже несколько лет подряд его президентский рейтинг колеблется на уровне 4-5%, сейчас он составляет около 4%.
Достаточно стабилен в последние месяцы и рейтинг Виктора Ющенко – 2-3%. Но это не та стабильность, которая может радовать действующего президента. С такими рейтинговыми показателями вряд ли можно претендовать не только на победу, но даже на выход во второй тур президентских выборов.
Заявляя о своей уверенности в будущей победе, Ющенко делает хорошую мину при очень плохой рейтинговой ситуации. Сложность электоральной ситуации Виктора Ющенко не только в низком президентском рейтинге, но и в рекордных показателях недоверия.
По данным различных социологических опросов президенту не доверяют, либо негативно оценивают его деятельность около 80% украинских граждан. Если четыре с половиной года президентства Ющенко разочаровали даже его бывших сторонников, то вряд ли можно ожидать, что за три месяца, оставшихся до первого тура президентских выборов, ситуация кардинально изменится в пользу Виктора Андреевича.
Своеобразным открытием предстартового этапа избирательной кампании стал Сергей Тигипко. Почти с нулевой отметки ему удалось за несколько месяцев ворваться во второй эшелон президентской гонки и выйти, по данным ряда опросов, на уровень трехпроцентной электоральной поддержки.
Такого результата Сергей Леонидович добился не столько качеством, сколько количеством своей агитации. По масштабам своей рекламной кампании он вплотную приблизился к фаворитам предстоящих выборов.
А вот Владимир Литвин активной рекламной кампании не проводил и утратил часть своих сторонников. Возможно, также под влиянием парламентского кризиса осенью его рейтинг стал снижаться: по опросам "R&B Group" с 6% в апреле 2009 года, и 4% в июне и августе - до 2,4% в октябре 2009-го. По данным ФОМ-Украина он упал даже ниже двухпроцентной отметки.
Но в последнее время председатель Верховной рады резко усилил свою информационную и политическую активность. Стартовала и его рекламная кампания.
У Литвина и Тигипко несколько разные целевые группы, но оба позиционируют себя как политики центристского толка. Поэтому можно ожидать острой конкуренции за локальное лидерство в центристской нише между Тигипко и Литвином.
За место во втором эшелоне участников президентской гонки будут бороться также Олег Тягнибок, Инна Богословская и Анатолий Гриценко. Их рейтинговые показатели сейчас колеблются в пределах статистической погрешности, но при условии активной агитационной кампании они могут расширить число своих сторонников.
О третьем эшелоне претендентов на президентский пост, результат которых в лучшем случае составит несколько десятых от одного процента, говорить пока не имеет смысла.
Мотивы их участия в выборах могут быть разными – напомнить о себе как о самостоятельном политике и побороться хотя бы за иллюзорную политическую перспективу, выступить в роли технического кандидата фаворитов, наконец, просто удовлетворить собственное тщеславие.
И фавориты, и аутсайдеры президентских выборов надеются нарастить свой рейтинг за счет избирателей, не определившихся в своих симпатиях, либо намеревающихся голосовать против всех. Таковых немало. По данным разных опросов от 6% до 20% избирателей не определились в своем выборе.
От 7% до 15% готовы голосовать против всех. Не стоит особо рассчитывать на голоса тех, кто против всех. Большинство таких людей, скорее всего не будут участвовать в голосовании.
В 2004 году за полгода до выборов 6-7% респондентов намеревались голосовать против всех в первом туре, и около 20% - во втором туре, но в итоге в первом туре президентских выборов против всех проголосовали 2%, а втором туре – 2,3%.
Думается, что доля неопределившихся избирателей несколько больше среди посторанжевого электората. Косвенно это подтверждают социологические данные по отдельным регионам.
Опрос центра "Социс" в конце сентября (опрошено 5 тысяч респондентов, данные репрезентативны по макро-регионам) показал, что в первом туре выборов не определились со своими симпатиями 24,4% респондентов в западных областях Украины, от 20 до 24% - в центральных областях, в восточных и южных регионах – 17-18%.
По второму туру не определились в своих симпатиях 5,8% жителей западноукраинских областей, около 7% - в восточных и южных регионах, около 12% - в центральных областях Украины.
Как показывают данные экзит-поллов, большинство неопределившихся избирателей принимают решение за кого голосовать в последний месяц перед выборами, а 5-8% - накануне и в день голосования. У кандидатов на пост президента есть еще время склонить симпатии избирателей в свою сторону. А у нас есть время и возможность хорошо подумать, прежде чем определиться со своим выбором.