Визит Хиллари Клинтон не принес пакистанскому народу ничего нового. На самом деле, это больше похоже на пиар – но кто купит то, что предлагают США? Сложно представить кого-то помимо тех, кто уже принадлежит США – нашего сговорчивого правительства. К несчастью, она начала свой визит с обычных нападок на ядерный арсенал Пакистана, объявив, что Вашингтон очень обеспокоен распространением ядерного оружия и террористами, вооруженными ядерными бомбами. Если бы это действительно волновало американцев, США поддержали бы свои собственные, довольно слабые системы контроля и командования, учитывая, как часто их собственные ядерные ракеты пропадают, а потом находятся на посторонних самолетах ВВС.
Что касается распространения, то с момент подписания соглашения с Индией, США и сами виновны в нарушении Договора о нераспространении ядерного оружия. Кроме того, есть и продолжающееся распространение ядерных технологий со стороны США в Израиле, и никто, похоже, не готов это обсуждать. Клинтон также хочет, чтобы Пакистан «работал вместе» с США над Договором об ограничении ядерного горючего - несмотря на то, что Пакистан имеет серьезные претензии к предложенному США проекту договора, который навсегда поставит Пакистан в невыгодное положение по отношению к Индии.
Еще хуже была безыскусная попытка Клинтон передать «послание» пакистанской армии – не только с помощью обличительной речи по поводу ядерных арсеналов, но и помощью чрезмерного использования слова «демократия»! В том, что касается конкретных предложений, не было предложено ничего, помимо 10 тысяч трубчатых колодцев – лишь обычные обещания усилий, направленных на развитие, и все такое. К сожалению, наш министр иностранных дел, похоже, настолько признателен американцем, что, каждый раз, когда он оказывается рядом с ними, с ним случаются судорожные проявления благодарности – и вчерашний день не стал исключением. Он объявил США «великим другом Пакистана», но отказался потребовать, чтобы этот «друг» остановил поток оружия из Афганистана пакистанским талибам. Учитывая, что взрыв в Пешаваре случился перед их совместной пресс-конференцией, нашему министру иностранных дел оказался не к лицу отказ поднять этот жизненно важный вопрос. В конце концов, с 11 сентября в северно-западной приграничной провинции теракты происходят раз в 40 часов, и это не могло бы происходить без потока денег и оружия из Афганистана.
Что касается нашей проблемы с энергетикой, то г-жа Клинтон лишь объявила, что США привержены решению этой проблемы. Но если их способ решения этой проблемы – потребовать, чтобы мы положили конец всем правительственным субсидиями и отказались бы без проекта трубопровода из Ирана, то нам лучше обойтись без их помощи.
Если США всерьез хотят решить эту проблему, они должны подписать с Пакистаном договор о мирном использовании атомной энергии, схожий с тем, что был подписан с Индией. Но кто в нашем руководстве сможет потребовать такого и настоять на своем требовании? И именно в этом – основная проблема пакистанско-американских отношений. Подход США к Пакистану был хорошо подытожен фотографией Ричарда Холбрука на переговорах – развалившегося в кресле, беззаботно жующего жвачку. В конце концов, они получили от Пакистана то, что хотели. Наша трагедия состоит в том, что среди всего этого подхалимажа нет никого, кто выступал бы за Пакистан.