Парламентские выборы в Германии принесли победу блоку христианских партий – ХДС (во главе с действующим федеральным канцлером Ангелой Меркель) и ХСС (лидер – Хорст Зеехофер). Правда, вместе было «отвоевано» меньше голосов, чем четыре года назад. Однако успех Свободной демократической партии либерального толка (СвДП) позволил-таки силам правого центра сформировать новую правящую коалицию.
Оттеснение в оппозицию социал-демократов – заявка на реформы. В этой связи говорится в основном о внутренней политике Германии.
Для Литвы наиболее актуально направление развития отношений Германии с Россией и восточно-европейскими странами. В этой внешнеполитической области эксперты не рассчитывают на серьезные перемены. Да, можно предположить, что Германия проявит больше требовательности в оценке уровня демократии, свободы СМИ и прав человека. Председатель СвДП Гидо Вестервелле уже заявлял, что обратит внимание на эти острые для России проблемы. Однако на практике он, скорее всего, пойдет по стопам канцлера А. Меркель, которая, для начала погрозив пальчиком, в итоге подходила к ситуации прагматично: дескать, с Россией выгоднее дружить, а не ссориться.
Чтобы охарактеризовать, насколько Германия и Россия друг в друге нуждаются, достаточно упомянуть два названия – Nord Stream и Opel.
Выгода Nord Stream для Германии огромна. Во-первых, памятуя о том, что импорт природного газа из России составляет порядка 30 проц., трубопровод, проложенный по дну Балтийского моря, позволит стране обеспечить себя голубым топливом. Во-вторых, Германия – не просто участник проекта, а транзитер газа в Европу с особым, исключительным статусом среди европейских стран.
Выкуп 55 процентов акций компании “Opel“ у терпящей крах “General Motors“ – еще одна точка соприкосновения России и Германии. Ведь делу спасения машиностроения, сохранения для немцев рабочих мест способствовал и российский капитал (канадский концерн “Magna“ приобрел контрольный пакет “Opel“ совместно с российским Сбербанком). На очереди аналогичная акция спасения другой промышленной отрасли – судостроения. Не секрет, что власти Германии не считали российские инвестиции лучшим вариантом, не были в восторге… Однако оговоренные сделки обязывают сохранять лояльность Кремлю.
Очевидно, что дружба с Россией сохранится и в отсутствие социал-демократов в правящей коалиции Германии, с приходом в нее либералов. Кто же станет выпячивать недемократичность России, когда открываются возможности развивать проекты, сулящие большие барыши?
Придется дружить с российскими политиками. Похоже, это будет несложно. И выгодно, особенно если заручиться еще и дружбой с американцами. Так, Г. Вестервелле, приветствуя решение США отказаться от размещения ПРО в Чехии и Польше, продемонстрировал одновременно и проамериканский, и пророссийский настрой. Вот только не удалось потрафить Центральной и Восточной Европе, но это уже – меньшее из зол.
Надо полагать, у будущего главы внешнеполитического ведомства Германии не возникнет трудностей при осуществлении политики, основанной на национальных интересах. Г. Вестервелле, скажем, имел возможность поучиться хитростям Realpolitik в Сочи, где в августе А. Меркель встречалась с Д. Медведевым. Российский руководитель не скупился на упреки в адрес властей Украины, с которыми-де невозможно наладить нормальные отношения. А госпожа федеральный канцлер, похоже, пропускала те упреки мимо ушей.
Итак, надо быть готовыми к тому, что с прагматизмом «старого нового» германского канцлера нам придется жить и мириться еще четыре года.