Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проект строительства мечети в Крыму вызывает разногласия и взаимные обиды

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМитинг крымских татар у Верховной Рады Крыма
Митинг крымских татар у Верховной Рады Крыма
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возвращение крымских татар неоднократно вызывало юридические конфликты, связанные с возвратом земли и собственности, большая часть которых сейчас находится во владении этнических русских. Некоторые из конфликтов привели к насилию.

Симферополь, Украина – Груды блоков известняка – десятки тысяч блоков – загромоздили прибрежный участок земли, на котором намечено строительство одной из крупнейших мечетей Европы. Но на участке ни души, кроме старенького сторожа в палатке, охраняющего место, где похоже еще один грандиозный проект вылетает в трубу в разгар финансового кризиса.

Однако проблемы со строительством не имеют никакого отношения к деньгам.

Подсказку можно увидеть на самих блоках известняка: в знак протеста на участок было принесено большое количество камней, на многих из которых вырезаны имена живших когда-то на Крымском полуострове людей, которые были депортированы Сталиным и никогда не вернулись.

Предполагалось, что мечеть будет символизировать возвращение изгнанных крымских татар – тюркской этнической группы, которая, как и многие другие, перенесла немало страданий при коммунизме. Но вместо этого, благодаря усилиям местных властей, проект положил начало разногласиям, в которых смешались и политические вопросы, и международная напряженность, и исторические травмы, и недовольство крымскотатарской мусульманской общины.

Вот так участок стал для крымских татар уже не местом строительства, но местом паломничества - а также еще одним напоминанием, что здесь, как и везде на территории бывшего Советского Союза, злодеяния прошлого предпочтут замолчать.

«От каждого мусульманина – по одному камню», - сказал на днях крымскотатарский лидер Рефат Чубаров, когда предложил импровизированную экскурсию по заброшенному участку.

Чубаров объяснил, что в течение нескольких месяцев крымских татар просили принести на участок блоки известняка, каждый из которых стоит меньше доллара, чтобы показать свое недовольство. Тысячи сделали это, причем многие создали мини-памятники, украсив камни именами давно умерших родственников. Как правило, площадь основания камня 15 или 20 квадратных дюймов (97 или 129 кв. см), а высота – 7 дюймов (чуть меньше 18 см).

Проект мечети, которая должна будет вмещать несколько тысяч верующих, был одобрен местными властями в 2004 году. Изначально они согласились выделить под строительство участок на улице Ялтинской, 22, в городе Симферополе - столице Крыма, полуострова в Черном море, который стал одним из самых знаменитых регионов бывшего Советского Союза.

По словам Чубарова, стоимость проекта мечети составила бы 10 миллионов долларов, большая часть которых была бы выплачена турецкими и другими иностранными спонсорами.

Однако в 2008 году городской совет Симферополя отказался дать окончательное разрешение на строительство, выразив опасения по поводу воздействия на окружающую среду в связи тем, что участок находится рядом с водохранилищем. Чиновники заявили, что из-за приезда к мечети большого количества верующих движение на соседних улицах будет блокировано, а шум мечети будет беспокоить пациентов расположенной рядом онкологической больницы

Городской совет, в котором заправляют этнические русские, утверждает, что этническая или религиозная враждебность никак не влияет на его позицию. Он предложил другие участки под строительство мечети.

«Мечеть будет построена, но только с учетом мнения общественности», - заверяет мэр Симферополя Геннадий Бабенко.

Однако, по словам крымскотатарских лидеров, они не верят, что городские власти доведут дело до конца и на других участках. Они выражают сомнение в истинности типичные протестов на тему «только не у меня дома», утверждая, что местные политики просто не хотят, чтобы в Симферополе была хоть сколько-нибудь заметная мечеть.

«Все осознают, что их сопротивление нелепо, поскольку они уже дали разрешение», - заявил Чубаров. – «Про себя они говорят: «Крым – это православная российская земля. Если они хотят построить мечеть, пусть строят ее там, где никто ее не увидит».

Крымские татары, веками населявшие полуостров, в мае 1944 года были депортированы Сталиным, обвинившим их в коллаборационизме с нацистами (некоторые сотрудничали с врагом, но большая часть – нет). Все крымскотатарское население – более 200 тысяч человек – было в ужасных условиях транспортировано за тысячи миль - в Узбекистан и другие регионы. Многие погибли в пути или вскоре после прибытия на место назначения.

Советские власти конфисковывали их дома, уничтожая их мечети ли используя их как склады. Одна из них была превращена в музей атеизма.

Лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века во время перестройки большинству крымских татар было позволено вернутся и это переселение продолжалось до тех пор, пока Украина не обрела независимость после распада СССР в 1991 году. Сейчас в Крыму проживают более 250 тысяч крымских татар, что составляет около 13 процентов двухмиллионного населения полуострова.

Возвращение крымских татар неоднократно вызывало юридические конфликты, связанные с возвратом земли и собственности, большая часть которых сейчас находится во владении этнических русских. Некоторые из конфликтов привели к насилию.

Ситуация усложняется политическим статусам Крыма, который большей частью предпочел бы отделиться от Украины и снова присоединится к России. В 1954 году Крым был передан Украине Никитой Хрущевым, который был в то время советским лидером. Тогда этот шаг расценивался как формальность, поскольку полуостров оставался в составе Советского Союза и был главным образом населен этническими русскими.

Крымские татары состоят в лучших отношениях с украинским правительством, и зачастую русские националисты в Крыму считают, что те действуют в интересах Киева. Три стороны не стесняются в средствах, чтобы заполучить власть на полуострове, и мечеть стала точкой пересечения интересов.

Крымскотатарские лидеры утверждают, что строительству мечети препятствуют отчасти с целью подогреть анти-мусульманские и анти-украинские настроения, особенно в преддверие президентских выборов на Украине, намеченных на январь.

«Очень и очень многие политические силы хотят, чтобы напряженность сохранилась», - заявил Мустафа Джемилев, председатель крымскотатарского законодательного совета (Меджлиса крымскотатарского народа). – «Я имею в виду русские и русскоязычные сепаратистские движения, которые поддерживаются и прикармливаются правительством России».

Этнические русские в Крыму обратили внимание, что украинский президент Виктор Ющенко поддержал строительство мечети, и обвинили его во вмешательстве во внутренние дела.

Жители районов, находящихся по соседству с местом строительства, утверждают, что местное правительство имеет право настаивать на том, чтобы мечеть возводилась где-нибудь в другом месте – или вообще не возводилась.

«Давайте не забывать, что это не крымскотатарская земля, что здесь всегда жил русский народ», - заявила сорокапятилетняя Лариса Цыбульская, работающая косметологом.

«Мой отец построил этот дом», - рассказывает она, указывая на группу домов неподалеку. – «Они самовольно селятся на нашей земле. Почему вся эта земля должна быть отобрана и передана одной народности под мечеть? Это просто позор».

Однако Чубаров, которому 52 года и который родился в ссылке в Узбекистане, заявил, что крымские татары не сдадутся.

Он рассказал, что этот конфликт настолько сплотил его общину, что на участок было принесено больше блоков известняка, чем необходимо для строительства мечети.