"Идите сюда, сейчас я вам все покажу". Стоя спиной к двум качающим таежную нефть установкам, Дмитрий с трудом поворачивает заржавевший кран. Из трубы медленно выползает густая и вязкая капля коричневой жидкости. Наш гид просовывает палец под эту вязкую струйку и гордо демонстрирует нам свой трофей, сырую сургутскую нефть. Напротив зоны добычи лениво течет необъятная Обь (5 400 километров с севера на юг страны), очерчивая западную границу Сибири. Именно в этом крае размером с Францию Россия добывает чуть больше половины своего черного золота. Сургут же стал нефтегазовой столицей страны, своего рода углеводородным эльдорадо.
С 1951 года, когда известнейший советский геолог Фарман Салманов открыл первое месторождение в этом затерянном уголке Сибири, Сургут начал расти чемпионскими темпами, привлекая к себе авантюристов и искателей приключений. Изменение облика города ускорилось в 70-х годах. К русским и украинцам присоединились многочисленные выходцы из республик Кавказа: Чечни, Дагестана, Армении… Сейчас же российский патриотизм в этом сохранившим советский запах городе сводится к новому "триколору": белый цвет снега и инея, черный нефти и голубой газа, на которых и держится могущество страны. "Сюда приезжают только сильные духом и телом", объясняет Николай, сам немного похожий на медведя. Николай появился здесь в 1980, в год Олимпийских Игр. Сначала его привлекла "романтика Севера" – это типично русское выражение довольно-таки неудачно описывает Сибирь -, он нашел здесь работу в строительстве, а затем женился. "Я уже не смогу жить в другом месте", утверждает он.
Иномарки и шубы
Жители города задают приезжим ставший уже традиционным вопрос: "А вы знаете, какая была температура прошлой зимой?" Ответ: "-52 градуса…" Мэр же предпочитает говорить о других цифрах: окружающие Сургут месторождения дают 60% бюджетных ресурсов, что позволило городу построить больницы, детские сады, спортивные и культурные комплексы, а также разноцветные дома, один из которых достигает 20-ти этажей к немалой гордости обитателей. Есть чем прикрыть советские многоэтажки и несколько сохранившихся деревянных домов. "Люди ездят на иномарках, а женщины носят зимой красивые меховые шубы", рассказывает сотрудница нефтяной компании Инна.
Подобное богатство отражается и на демографии. В то время как население России стареет, в Сургуте в прошлом году родилось 4 000 детей, тогда как уровень смертности составил 2 000 человек. "Эти деньги идут на пользу не только нашему городу, но и всей России", подчеркивает мэр Сургута Александр Сидоров, бывший предприниматель, обращенный в аппаратчика.
На пересечении нефтяных прибылей и пропаганды уютно устроились обеспечивающая процветание всего города компания "Сургутнефтегаз" и ее владелец, влиятельный олигарх Владимир Богданов. Из 100 000 занятых в этой сфере человек 80 000 являются сотрудниками "Сургутнефтегаза", а остальные работают по большей части на "Газпром". Две недели назад две эти компании совместно отпраздновали "День работников нефтяной и газовой промышленности". Фотографии наиболее отличившихся сотрудников украсили главные магистрали города.
"Сургутнефтегаз" вложил миллиард рублей в строительство ледового дворца, поликлиники и культурного центра. Раз в год он оплачивает авиабилеты своим сотрудникам и членам их семей или предоставляет им путевки в свои санатории на берегу Черного моря. "На праздники – Новый год или День нефтяника – "Сургутнефтегаз" дарит мне премии и подарки, не говоря об очень достойной пенсии", рассказывает 86-летний Павел Свербягин, пять внуков и шесть правнуков которого сейчас работают на предприятии.
Отсутствие прозрачности
Прозрачность благотворительной деятельности "Сургутнефтегаза" идет вразрез с полным отсутствием таковой в том, что касается его финансов. Четвертая по величине нефтяная компания страны не публикует соответствующих международным стандартам отчетов, отказывается общаться с прессой, а личности ее настоящих акционеров покрыты тайной. Тем не менее, "практически нет сомнений в том, что двумя главными получателями дивидендов предприятия являются Владимир Путин и Игорь Сечин", объясняет журналист из "Новых Известий". Кроме того, в свое время "Сургутнефтегаз" участвовал в разделе "Юкоса", чей бывший шеф Михаил Ходорковский сидит сейчас в сибирской тюрьме по обвинению в налоговых махинациях. Недавно компания приобрела 21% акций венгерской Mol, которая участвует в реализации проекта Nabucco. По мнению ряда аналитиков, эта сделка призвана пустить на дно стратегический европейский проект, который должен повести газовые потоки в обход России, что открыто противоречит ее интересам.
Прозванный отшельником Владимир Богданов предпочитает не привлекать внимания ни к себе самому, ни к своим делам. Все это естественно не могло не породить самые разные слухи. Передает их в частности журнал Forbes, который поставил его на 446 место в списке миллиардеров (2,6 миллиарда долларов в 2008 году). Он описывает его как простого, патерналистски настроенного человека, который проводит отпуск за городом у родителей. "Владимир Богданов предпочитает посвящать свое время сотрудникам, а не выступать по телевидению", подчеркивает Александр Сидоров, который сам живет недалеко от своего щедрого спонсора. На огромной доске объявлений перед зданием городской администрации фотографии олигарха отведено особое место по сравнению с другими выдающимися горожанами: украшенным медалями военным, юным гением-пианистом, семье года Сургута…
Вдохновленные работники
Жители города абсолютно безразличны к окружающим компанию тайнам или ударившему по доходам бюджета падению цен на нефть. Они воспринимают "Сургутнефтегаз" лишь как полезное для городского развития предприятие, которое сохранило верность своему региону. В отличие от "Лукойлов" и прочих "Роснефтей", которые перенесли свои головные офисы в Москву и постепенно избавились от региональных филиалов, "Сургутнефтегаз" напоминает советский промышленный конгломерат, строящий мосты и дороги во имя общих интересов. "Эта компания гораздо демократичней других, она уважает законы", утверждает представитель профсоюза "Профсвобода" Александр Захаркин, говоря о победах своей организации в борьбе за повышение зарплат и уменьшение рабочих часов. "Хоть предприятие и не дает профсоюзам особой свободы, по меньшей мере, здесь есть порядок и дисциплина. Все не так как в советское время, когда люди могли приходить на работу трижды в неделю пьяными в стельку без каких-либо для себя последствий".
Мечтающие о карьере инженера студенты Института нефти и газа проявляют еще больше энтузиазма. Приехавший из Дагестана Кабензек считает "Сургутнефтегаз" "одним из лучших предприятий в России и во всем мире". "Я буду зарабатывать там кучу денег", радуется 18-летний Тимур. Так, например, молодой инженер зарабатывает в месяц порядка 28 000 рублей. Не сказать, что много, но для молодежи и это просто мечта. Тем более, что зарплаты здесь выплачивают вовремя, а в нынешней России подобная роскошь доступна далеко не каждому. В последние годы взгляды профессионалов все больше обращаются к Арктике или Дальнему Востоку, где расположены крупнейшие запасы энергоносителей. Сургут же и в ус не дует. Жители уверены, что нефть будет течь рекой еще лет 200, а приносимые ей деньги, как известно, не пахнут.