Прошло три месяца с тех пор, как Рафаэль Корреа (Rafael Correa) был избран президентом Эквадора на второй срок. Он усилил критику СМИ, считая, что они «коррумпированы и плохо работают». Медиа-компании отбили нападки и на своих страницах перешли в контрнаступление, подбирая наилучшую стратегию для противостояния этому «цунами», вызванному государственными структурами в стране, где эти компании-монополисты никогда не испытывали жесткого давления со стороны властей. Пока парламент обсуждает новый закон о СМИ, Корреа и мощные группировки медиамагнатов обмениваются ударами. Все это очень похоже на ситуацию в Аргентине и Венесуэле.
Начиная с первого дня первого срока своего президентства (15 января 2007), Рафаэль Корреа без передышки боролся с самыми большими и важными эквадорскими медиа-компаниями. Прежде всего, президент четко заявил о своем дистанцировании от того, что он называет "третья власть", которой являются местные могущественные издания, которые никогда раньше не загоняли в угол и не лишали привилегированного положения.
Прошло почти три месяца с момента переизбрания президента на новый срок (вступил в должность с10 августа, на четыре года), а президентская критика не только не ослабевает, но даже усиливается. Медиа-компаниям, со своей стороны, пока никак не удается выработать четкую и убедительную стратегию, с тем, чтобы достойно отбить "цунами", Рафаэля Корреа.
Прямое доказательство появилось недавно. 21 октября, после визита в страну высших руководителей Межамериканской Ассоциации СМИ (Sociedad Interamericana de Prensa) (МАСМИ), в контексте обсуждения Закона о СМИ, продвижению которого содействует правительство, и который уже обсуждается в Национальном Собрании, Корреа высказал свое мнение: "Невозможно, вызвать хоть какую-то дискуссию, где принимают участие средства массовой информации, придерживающиеся радикальных позиций. Они утверждают, что самый лучший закон о СМИ - это его отсутсвие. Эта позиция аналогична рыночной теории, которую защищает неолиберализм: не нужно регулирование и контроль, нужна конкуренция, когда сильные пожирают слабых. Каким образом может обычный гражданин конкурировать с «желтой прессой» на первой странице газеты El Universo, например? Межамериканская Ассоциация СМИ в отношении средств массовой информации исполняет ту же роль, что и Международный валютный фонд по отношению к неолиберализму. Именно так".
Медиа-компании, спрятавшиеся в своих ассоциациях, - особенно, Эквадорская ассоциация редакторов газет - не смогли переломить эту ситуацию и вернуть все на свои места, тем более им не удается дать органичный и достаточно обоснованный ответ, чтобы противодействовать президентскому напору, который старается подорвать их авторитет и их бизнес.
В самом деле, внутри самой ассоциаций медиа-бизнесменов есть противоречия, которые ведут к расколу союза и, видимо, правительство извлекает из этого большую выгоду для себя. В связи с этим некоторые СМИ решили противостоять критике собственными силами со своих собственных страниц и попали в весьма опасное положение, почти боевую ситуацию. Все это очень похоже на ситуацию, которая сложилась в Венесуэле Уго Чавеса (наиболее известными стали оппозиционные издания El Universo de Guayaquil, Hoy и La Hora de Quito). Другие печатные средства массовой информации пока более осторожны, и тем не менее, они по-прежнему критически настроены по отношению к правительству Рафаэля Корреа (среди них El Comercio de Quito и Expreso de Guayaquil).
Медийная стратегия правительства
Рафаэль Корреа разрабатывает тщательную и полноценную антимедийную стратегию, детали которой страна лишь начинает узнавать. В ней на первом месте стоит задача дискредитации ежедневной деятельности средств массовой информации (поставлять информацию и отражать разные стороны общественного мнения). Затем моральная дискредитация газетного бизнеса властями, которые утверждают, что для СМИ информация – это просто источник дохода. Третьим является экономическое налоговое давление.
Что касается первого пункта, давайте посмотрим, что Корреа сам сказал на прошлой неделе, 21 октября: "к правительству доверие выше, чем к СМИ". Далее он говорит, что сожалеет, что пресса " делая вид, что стоит над добром и злом, считает, что любая критика СМИ - это нападение на свободу выражения мнения". А потом добавляет: "Когда я только сформировал свое правительство, доверие к СМИ в рейтингах было на первом месте, а режим был на восьмом или седьмом, в настоящее время все поменялось, правительство заняло первую строчку, а средства массовой информации скатились на седьмое". По его мнению, он справился с этой задачей.
Что касается проекта закона о СМИ, который дебатируется в Собрании, глава государства выступает против предварительной цензуры новостей, а это как раз тот пункт, который вызывает наибольшую обеспокоенность представителей местной и иностранной прессы. "Но, - добавляет Корреа, - необходимо регулирование, чтобы была ответственность за свои действия, потому что нельзя просто так поливать грязью честь и достоинство других людей". Мимоходом, он повторил свой главный довод: "У нас есть коррумпированная и плохо работающая пресса, я так считаю и могу это доказать: дезинформация, недобросовестность, продажность и предвзятость средств массовой информации, которые принадлежат банкирам. Можно ли верить, в их объективность?"
Экономическая стратегия правительства
В плане экономики, с середины августа 2009 года правительство привело в действие стратегию разорения газетного бизнеса. В частности с помощью налога на газетную бумагу, поскольку сейчас газеты не платят никаких налогов за импорт этой продукции.
После оценки рекомендации, сделанной президентским центром политического анализа (UAPP), который является опорным рычагом Корреа для реализации своей политической линии, 26 августа президент решил установить налог в размере 12% на всю газетную бумагу, импортируемую для печатных изданий. UAPP ранее сообщал, что "в Эквадоре 60% газетной бумаги ввозит из-за границы группа из трех компаний (ежедневные издания: El Universo, El Comercio и GRANASA). Согласно этим данным существует олигополия (ситуация, при которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов), которую осуществляют три издания, по случайности, непримиримые критики правительства страны".
Во вторник, 1 сентября 2009 года, с подачи правительства тема налога на газетную бумагу попала на первые страницы газет, на этот раз, почти совпав с рекомендациями СМИ, сделанными UAPP. В тот же день официальное интернет-издание El Ciudadano выпустило заявление, заголовок которого приоткрыл завесу над этой стратегией: "Уплата НДС на импорт газетной бумаги не повлияет на печатную отрасль".
Выйдет ли новый закон о СМИ…
25 октября Ирина Кабесас (Irina Cabezas), первый вице-президент Национального Собрания, касаясь в своей речи законопроекта о СМИ, вторила высказыванию президента: " МАСМИ, в ходе своего визита в страну, заявила, что лучшим законом СМИ является его отсутствие. Ассоциация заявила, что Эквадор не нуждается в таком законе. С сожалением приходится слышать такое... Я не ожидала ничего другого от Ассоциации. Разве в демократических странах должно восторжествовать право сильного? СМИ должны иметь свои правила и нормы, которые не должны ограничивать коммуникацию или свободу выражения мнения. Проект, который обсуждается, направлен на улучшение качества работы СМИ. В нашей стране должен быть всеми признанный закон о СМИ".