Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Могут ли американские политконсультанты повлиять на украинских избирателей?

Компания AKPD работает с кандидатом в президенты Юлией Тимошенко.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЮлия Тимошенко во время выступления на съезде партии "Батькивщина"
Юлия Тимошенко во время выступления на съезде партии Батькивщина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рекламная кампания премьер-министра замечательна по другой причине - это результат советов политической консалтинговой фирмы AKPD Message and Media, ответственной за кампанию, которая привела в Белый дом Барака Обаму.

Киев, Украина.  Энергичные, простые и сильные рекламные плакаты выполненные черными и красными буквами на белом фоне впервые появились этим летом, а теперь развешаны по всей стране.


“Они говорят, она работает”.


Или: “Они обещают, она работает”.


Или: “Они предают, она работает”.


На кого указывают эти послания было понятно сразу, и никаких объяснений не требовалось. “Она” - это Юлия Тимошенко, украинский премьер-министр с золотой косой. Сегодня она участвует в президентской гонке. “Они” - это все остальные кандидаты, которым она противостоит (все они мужчины), а также их политический антураж, если не сказать больше - весь политический истаблишмент.


Слоганы - верные или нет - привлекли внимание людей. Другой вопрос - будут ли они успешными. Тимошенко предстоит тяжелая гонка в гору.


Хотя на прошлых выходных на главную киевскую Площадь Независимости пришли десятки тычяч людей, чтобы услышать, как она даст официальный старт своей предвыборной кампании, по данным последнего опроса общественного мнения Тимошенко отстает от своего главного соперника Виктора Януковича на 11% - уровень ее поддержки составляет 15,6% по сравнению с 26,8% у Януковича.

 

Рекламная кампания премьер-министра замечательна по другой причине - это результат советов политической консалтинговой фирмы AKPD Message and Media, ответственной за кампанию, которая привела в Белый дом Барака Обаму, - хотя в чем именно заключался вклад AKPD до конца неясно.


По словам президента фирмы Ларри Грисолано (Larry Grisolano), AKPD наняли на роль консультанта, а не на роль управляющего кампании. Над кампанией Тимошенко работают “шесть или семь человек”, которые занимаются опросами общественного мнения, выработкой стратегии и слоганов. Специалист по опросам Джон Анзалони (John Anzalone) и Джефф Линк (Jeff Link) — давний консультант Демократической партии, управляющий своей собственной фирмой Link Strategies — ведут ежедневную работу над предвыборной кампанией.


“Мы - всего лишь малая часть большого лагеря, мы не ведем кампанию”, - говорит Грисолано, ответивший на наши вопросы по телефону из штаб-квартиры AKPD в Чикаго, добавляя, что регулярно ездит на Украину и последний раз был в стране “две или три недели назад”. Грисолано отказался говорить, сколько денег его компания получает за консультирование украинского премьер-министра.


Тимошенко стоит в длинном ряду укаринских политиков, использовавших помощь зарубежных консультантов. Русские консультанты регулярно работают на разных предвыборных кампаниях. По сообщениям украинской прессы, два года назад Тимошенко консультировалась у известного российского эксперта Алексея Ситникова.


Число американцев, приезжающих на Украину, тоже достаточно велико. Президент Виктор Ющенко нанимал советников, работавших с бывшим президентом Биллом Клинтоном, а Янукович привлек массу внимания по обе стороны Атлантического океана, наняв Пола Манафорта (Paul Manafort) из фирмы Davis Manafort and Freedman, - он работал с Джоном Маккейном (John McCain) во время последних президентских выборов в США.


Тем не менее, это очень деликатный вопрос. Сотрудники предвыборных кампаний Тимошенко и Януковича отказались обсуждать роль международных консультантов. В офисе Пола Манафорта в Александрии (Вирджиния) не отвечали на звонки.


AKPD общается с прессой, но участие этой компании в украинской предвыборной кампании уже вызвало изумление. Репортер Майкл Исикофф (Michael Isikoff), занимающийся расследованиями для журнала Newsweek, задается вопросом: не является ли участие фирмы противоречием позиции Обамы против влиятельных лоббистов с иностранными связями, а также не является ли это попыткой Тимошенко укрепить связи с администрацией Обамы.


“Архитектор” предвыборной кампании Обамы и основатель AKPD Дэвид Аксельрод (David Axelrod) оставил фирму ради работы в Белом доме, однако его сын Майкл по-прежнему работает в AKPD. Грисолано также подтвердил, что AKPD по-прежнему должна старшему Аксельроду 2 миллиона долларов, которые нужно выплатить в течение последующих четырех лет.


Однако Грисолано отверг обвинение в том, что AKPD сегодня занимается тем же, за что ранее критиковали Манафорта и его партнера Рика Дэвиса (Rick Davis), который работал с украинским сталелитейным магнатом и миллиардером Виктором Пинчуком. Дэвис и Манафорт были лоббистами, говорит он, а его компания действует исключительно в роли консультанта.


Однако вопрос остается открытм: сможет ли AKPD перенести часть магии, продемонстрированной в ходе избирательной кампании Барака Обамы, на территорию совершенно другой - и с трудом функционирующей - страны. Официальная предвыборная кампания началась неделю назад, а комья грязи уже полетели.

 

Хотя подробности до сих пор очень туманны, членов политического блока Тимошенко обвиняют в участии в скандале с растлением малолетних. Первый раунд голосования назначен на 17 января, и по мере того, как развиваются события, обвинения, наверняка, станут только хуже. Сможет ли дисциплинированный механизм AKPD не утонуть в болоте украинской политики, пока не ясно.


Сегодня по стране развешаны новые плакаты. Теперь на них просто написано “Она - Украина”.