Мало было таких в Советском Союзе, кто ожидал столь быстрого падения Берлинской стены в 1989 году. Лидеры СССР и Западной Германии, Михаил Горбачев и Гельмут Коль, верили, что эта задача должна быть решена лишь в XXI веке.
Однако события, развернувшиеся в "социалистическом лагере" Восточной Европы (особенно в ГДР) и советская политика не применения силы для подавления демократического движения в регионе, а также проявление гибкости в сложившейся ситуации привели к ускоренному течению этих событий.
Первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев отказался от внешней политики "Нет, нет и еще раз нет ", которую проводил министром иностранных дел СССР Андрей Громыко, сменив ее на "Да, да и еще раз да", полагая, что то же самое будет делать и Запад.
Сегодня Горбачев признал, что ошибся, поскольку, в обмен на роспуск Варшавского договора и быстрого вывода советских войск из стран Восточной Европы, он не получил обещанного прекращения деятельности НАТО. Альянс наоборот расширился до самых границ России.
Кроме того, США отказали в значительной финансовой помощи, которую Горбачев попросил для сглаживания последствий серьезных экономических, финансовых и социальных потрясений - кризиса, случившегося в СССР, в частности, из-за падения цен на нефть и газ.
Инфантильность советского руководства во внешней политике очевидна, поскольку Горбачев мог бы потребовать, чтобы западные партнеры записали свои обещания на бумаге, но он им доверял, также как им доверяли миллионы россиян.
Михаил Горбачев сложил свои полномочия через чуть более чем два года (в декабре 1991 года), но миллионы россиян продолжают жить в своей стране и до сих пор не забыли, что подверглись настоящему унижению со стороны Запада.
Это недоверие усиливается в связи с почти безусловной поддержкой, которую Соединенные Штаты и Европейский союз предоставили в 90-е годы, режиму президента Ельцина, простив ему фальсификации результатов выборов, например, на президентских выборах в 1996 году. Для них было главным, чтобы Россия стала послушным студентом в экономической школе американского неолиберализма или даже подопытной морской свинкой для исследований в экономических и социальных сферах. На международной арене целью было снизить до минимума влияние Москвы.
Это стало благодатной почвой для появления таких политиков, как Владимир Путин, который, среди прочего, обещал вернуть россиянам чувство национальной гордости.
Это четко прослеживается в отношениях между Россией и ее соседями, а также с Европейским Союзом, НАТО и Соединенными Штатами, где недоверие все еще представляет собой трудно преодолимый барьер.
Эта стена все еще на разрушена...