Шесть лет назад, в ноябре 2003 года, после двух гражданских войн и, 12–летней смуты и неопределенности после распада СССР, Грузия первая на постсоветском пространстве прорвала «железный занавес» российской империи. «Революция роз» окончательно освободила грузинский народ от имперской диктатуры, коммунистического наследия и приступила к строительству нового, цивилизованного и демократического государства. Вскоре на путь, проторенный Грузией, встала Украина, смело вышедшая из статуса российского вассала.
К этому времени относится и неудавшаяся киргизская революция, вскоре подавленная испуганной Москвой, не примирившейся с идеей развития демократии и прогресса на постсоветском пространстве.
Резонанс во всем мире выхода Грузии и Украины из-под влияния Кремля был оглушителен. Группа американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном и Хилари Клинтон даже предлагала номинировать руководителей мирных демократических революций – Саакашвили и Ющенко, на Нобелевскую премию мира.
В то время о Грузии и Украине очень много писали, выступали различные общественные и политические деятели, журналисты. Все были восхищены прогрессивными демократическими переменами в этих странах, проводившимися реформами. В Грузию прибывали многочисленные зарубежные делегации, глава одной из которых - американский президент Джордж Буш младший, назвал Грузию «маяком демократии» на постсоветском пространстве. Он также обещал Грузии всяческую помощь, и не только от Америки, но и от мирового сообщества в целом. В целях объединения страны, для скорейшего построения новой грузинской государственности, для быстрейшего принятия Грузии в НАТО, в другие европейские структуры.
Такая открытая поддержка Запада, влиятельных политиков и международных институтов настраивала грузинский народ и его руководителей на оптимистический лад и обусловливала смелые шаги в демократическом строительстве в надежде на скорейшую интеграцию с западной цивилизацией.
Естественно, в глазах кремлевских лидеров во главе с Владимиром Путиным, назвавшим распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой конца ХХ- го столетия», такая поддержка Запада была как нож острый, ибо абсолютно противоречила стремлениям Кремля к возобновлению былого господства над 1/6 частью земной суши. Именно поэтому отношения России с Грузией и Украиной все больше скатывались в пучину кризисов.
Грузию в то время беспокоило не только расчленение страны на четыре части, но голод и холод, безработица среди большинства населения, систематическая нехватка бюджетных средств на пенсии и зарплаты. Практически не стало армии, правоохранительные органы бездействовали, погрязли в коррупции.
В то время некоторые называли Грузию «не состоявшимся государством», а роль Москвы в создании такого положения, намеренно замалчивалась. В независимости от позиции по любым вопросам Саакашвили, Путин всегда рассматривал его и возглавляемую им страну как своего личного врага.
Тем не менее, Саакашвили довольно скоро вернул Аджарию в состав грузинского государства, застав Путина врасплох. Озлобленный российский президент усилил помощь сепаратистам Абхазии и «Южной Осетии», что привело к реальной кровопролитной войне. Впрочем, путем неимоверных усилий Грузия начала выходить из кошмара кризиса, улучшалось экономическое положение, проводилась основательная реформа правоохранительных структур, армии. Развивались демократические институты, была побеждена коррупция, создана привлекательная среда для инвестиций, мощно заработала банковская система. Все это, в условиях не прекращавшегося ни на день российского прессинга, во многом стимулировавшего и внутреннюю грузинскую оппозицию, было очевидной победой, результаты которой вполне могли бы быть еще впечатлительнее в других условиях.
Кроме явной поддержки и помощи сепаратистам, в арсенале России были экономические и политические блокады Грузии, разрыв дипломатических отношений, масштабная информационная война, визовой режим. Эти и другие «санкции» подпитывали сепаратистов и привели к прямой аннексии грузинских территорий. Причем все произошло на глазах у всего мира, ООН, ее Совета безопасности, европейских структур, международных представителей в регионе.
Абсолютно беспрецедентная акция по выдаче российских паспортов жителям другого независимого государства, что стало «мотивацией» вторжения российских войск на территорию Грузии – вообще повергло здравомыслящих наблюдателей в некий шок.
Российские генералы и политики назначались на руководящие должности в сепаратистских правительствах и военных (бандитских?) формированиях, российские военнослужащие усиливали свое присутствие на отторгнутых от Грузии землях. В марте 2008 года Россия перешла к прямым отношениям с сепаратистами, чем нарушила существующие международные нормы, дезавуировала «де-факто» многие договора, и фактически признала сепаратистские анклавы независимыми от Грузии.
Все эти антигрузинские действия России нашли свое отражение в заключительном акте Европейской комиссии, возглавляемой Хайди Тальявини. В соответствии с заключением этой комиссии артиллерийские обстрелы грузинских сел осетинскими банд формированиями велись вплоть до 7 августа 2008 года почти в течении месяца. В начале месяца они стали массированными при помощи российских «миротворческих сил». Эта беспрецедентная в мировой практике акция осуществлялась на глазах европейских наблюдателей и послов 19 стран мира, аккредитованных в то время в Грузии. Они своими глазами видели 5 августа результаты артобстрелов грузинских деревень.
Впоследствии, каким-то «чудесным образом» ввод грузинских войск в Цхинвали для прекращения артобстрелов мирного грузинского населения, некоторые стали рассматривать как повод для начала войны. Роль самих артобстрелов , которые осуществлялись по заключению комиссии сепаратистами, не рассматривается. Следствие выдается за причину исключительно в целях обеления российских действий по защите «своих» граждан на грузинской территории, а право на защиту грузин на их родных землях замалчивается!
Заключение комиссии Хайди Тальявини полно такого рода парадоксов. Но, воспользовавшись этим и, понадергав из него цитат, многие российские и западные издания в трогательном единодушии, легко объясняемом, впрочем, финансовым могуществом кремлевских идеологов, сделали заключение, что комиссия обвинила Грузию в начале военных действий.Тем не менее, если обстоятельно ознакомиться с материалами комиссии, легко увидеть заключение о том, что комиссия отвергла озвученное российским президентом Медведевым кремлевское видение причин военного конфликта, считая его абсурдом.
1. «Защита российских граждан». Согласно международному праву жители Абхазии и «Южной Осетии» могли стать гражданами другого государства (России) только с согласия Грузии.
2. Не подтверждены факты «убийства российских миротворцев». Напротив – подтверждены факты убийства 7 августа грузинских миротворцев.
3. Не подтвержден широко пропагандируемый Москвой «геноцид» осетинского населения. Напротив – подтверждаются факты геноцида и этнической чистки грузинского населения, проводимой сепаратистами и их российскими союзниками.
Таким образом, все обвинения против Грузии, предъявленные Путиным и Медведевым, комиссией Хайди Тальявини были опровергнуты. А признание Россией «независимыми»(вернее, окупированными Россией) грузинских территорий проведено в нарушение всех международных правил. Мировому сообществу и Европе остается только официально признать, что российское вторжение в Грузию в августе 2008 года было актом агрессии и его виновники, виновники сотен смертей среди мирного грузинского населения, виновники разрушений и этнических чисток должны предстать перед Гаагским трибуналом. Одновременно надо принять решение о деоккупации грузинских территорий и отменить признание Россией этих «квази-государств». Вопрос лишь в том - способны ли руководители европейских стран и европейских структур, создавшие в свое время комиссию Хайди Тальявини на такой шаг? Способны ли они признать факт явной агрессии и оккупации российской стороной 1/5 – й части суверенной Грузии? Способны ли они открыто оценить опасность создания российских долговременных военных баз и соответствующих инфраструктур на грузинской территории? И, главное, принять жесточайшие меры против агрессоров? Судьба мировой безопасности и мирового правопорядка во многом зависит от такого решения.
Парламент Совета Европы за невыполнение предыдущего решения о договоре Медведева-Саркози даже не смог лишить Россию права голоса. По-видимому, парламентариям слишком дороги российские членский взносы и российский газ в зимний период.
В результате, Россия, грубо нарушающая Устав ООН, резолюции ее Совета Безопасности, положения Хельсинского Заключительного акта, фундаментальные права человека, и, даже, собственную Конституцию, чувствует себя перед лицом мировой общественности абсолютно «неприкасаемой», что никак не может отрезвить ее лидеров.
Грузия стала в результате своеобразной платформой противостояния путинского режима и мирового сообщества. А Кремль открыто заявляет практически следующее: Они (западные страны) вторглись в Ирак, мы – в Грузию. Они повесили Хусейна – мы повесим Саакашвили. Они признали Косово, мы – Абхазию и «Южную Осетию». Сербские беженцы не вернулись в Косово, то же будет и с грузинскими беженцами. В результате, из-за несогласованности мирового сообщества страдают тысячи мирных грузинских жителей, а Путин делает вид, что не понимает принципиальных отличий различных геополитических ситуаций. И мир, не только в российском ближнем зарубежье, но и на планете, постепенно становится зависящим от настроения этого человека!
Несомненно, что Путин взбешен ориентацией Грузии на западно-демократические ценности, подписанием Хартии стратегического партнерства с США, строительством нефте – и газомагистралей в Европу через Грузию. Может быть поэтому громкие заявления западных политиков о неминуемом членстве Грузии в НАТО, не получили должного развития. Вырисовывается безрадостная картина противостояния Грузии, Украины и России без необходимой поддержки западом молодых независимых от Кремля государств. Досадно при этом так же, что из российской агрессии против Грузии западные политики не извлекли никаких уроков, не создали никаких рычагов для недопущения такой агрессии. В Украине ситуация при определенных условиях вполне может повторить грузинские события прошлого года. По некоторым данным Кремль прорабатывает варианты дестабилизации и расчленения Украины с участием «миротворцев» для защиты «граждан России.Готовится закон о легитимности вторжения российских войск на чужие территории.
Грузинский народ сомневается, что «перезагрузка», разоружение, Иран, Афганистан не идут в обмен грузинских территорий. Никто жестко не требует от России деокупации грузинских территорий и выполнения всех пунктов в договоре Медведева-Саркози. В этом направлении кроме пустых слов и обещаний о непризнании «квази-государств» ничего не делается. Обнаглевшие российские руководители на днях обвинили Грузию в связях с Алькайдой и переброске террористов на Северный Кавказ. И пригрозили использованием против Грузии ....ядерного тактического оружия! И все это происходило на фоне «теплой и сердечной встречи» кремлевских руководителей с госсекретарем США в Москве. Августовская интервенция в Гбрузии подтверждает, что путинский режим вполне готов на такие злодеяния.
Запад никак не может взять в толк, что исконная природа российского империализма – сегодня плоть и кровь кремлевского руководства и потакать этому – преступление против будущего всего мира. Заверения, что для восстановления грузинской государственной целостности надо ждать «лучших времен» , создавая некую «привлекательность Грузии для абхазов и южных осетин» - глубокая ошибка и прямой обман грузинского народа.
Грузия 17 лет ожидала от мирового сообщества помощи в решении ее проблем. В течение этого ожидания сложность вопросов между Грузией и Россией только возрастала. Возрастала и сложность проблем между Россией и мировым сообществом. Возникли, к примеру, проблемы российской поддержки и участия в иранских ядерных программах. На фоне «великолепных переговоров» президентов Обамы и Медведева, Россия начала поставки оружия и бомбардировщиков Венесуэле, чей президент грозился «взорвать Латинскую Америку» и «топить американские корабли». После этого возникает вопрос о возможности приглашения Венесуэлы на «ядерную кухню» России. Вот такую цену платят российские руководители не только за признание Абхазии и «Южной Осетии», но и за создание очагов напряженности во всем мире.
Россия, скупая и подкупая оптом и в розницу западные СМИ, журналистов и даже политиков, представляет серьезную угрозу западным демократическим институтам. Примером тому может служить статья во французской газете Geostrategie.com под заголовком – «Будущее Европы – Россия», в которой продвигается идея противопоставления Европы США в угоду имперским российским амбициям, о поглощении Европы Россией.
При этом не стоит забывать о том, как в прошлом году Путин и его адепты не скрывали своей радости по поводу сложной экономической ситуации в Америке, а сегодня вещают о скором распаде США.
В общем – имеющий уши - да слышит: Европа, США, все мировое сообщество пока - что не готовы к должному отпору конфронтационной и захватнической политике Кремля. Оставленная на произвол судьбы Грузия – яркий пример такой страусиной недальновидной политики.