Российский народ, испытывающий страх перед наглыми выходками криминальных структур и зверскими поступками террористов, требует вернуть обратно смертную казнь. И российские политические и судебные власти вынуждены дать ответ на этот запрос. Теоретически смертную казнь можно было бы вернуть уже с 1 января будущего года. Со следующего вторника Конституционный суд в Москве, действующий по запросу Верховного суда, начнет заниматься этим вопросом, чтобы впоследствии предоставить свое авторитетное мнение. После чего, даже если ответ будет положительным, мяч снова окажется на поле политической игры. Дело в том, что в свое время, Россия подписала Конвенцию о защите прав человека, чтобы стать членом Совета Европы. Восстановление смертной казни ставит под угрозу ее членство в этой европейской организации, которая занимается правовыми вопросами и проблемами правосудия. Согласно недавним опросам общественного мнения, двое россиян из трех высказываются за возвращение смертной казни. Вот уже 13 лет, как высшая мера наказания не применялась в России – стране, где за длинную историю тоталитарных режимов, к ней все было успели привыкнуть. В последний раз смертная казнь состоялась в Москве в сентябре 1996 года, затем тогдашний президент Борис Ельцин подписал декрет о «постепенном сокращении количества смертных приговоров», и наконец в феврале 1999 года Конституционный суд ввел мораторий на смертную казнь. Это было политическим решением с целью стать ближе к Европе и облегчить интеграцию России в европейские институты.
Кремль никогда не отступал от этой позиции. Даже, когда в 2006 году, суд выносил вердикт по делу единственного выжившего из группы террористов, совершившей ужасное кровопролитие в бесланской школе, судья вынужден был действовать соответственно букве закона. «Это преступление заслуживает смертной казни – заявил Тамерлан Агузаров – но выносится приговор о пожизненном заключении, так как на смертную казнь действует мораторий». Таким образом, террорист Нурпаши Кулаев избежал расстрела, но в российском обществе, глубоко взбудораженном жестоким убийством множества невинных людей, разгорелась дискуссия об уместности моратория. Не удивительно, что многие высказывались за его пересмотр. Чтобы поставить точку в этой дискуссии, пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину, который заявил о невозможности отступления от Конвенции.
Это было политическим решением, и решение о возвращении смертной казни через несколько месяцев, тоже должно быть политическим. Перед Кремлем стоит выбор о том, что важнее: одобрение со стороны собственного народа или внешнеполитические последствия возможного разворота России к прошлому. Вопрос, поставленный перед Конституционным судом, по сути носит технический характер. Основной официальной причиной начала моратория на смертную казнь было отсутствие во многих судах присяжных заседателей. Со временем эта проблема была решена почти повсеместно кроме Чечни, но и там с 1 января уже будет действовать суд присяжных. Юристы и правозащитники уже ведут широкую дискуссию на эту тему, но логично было бы предположить, что Москва не захочет быть исключенной из Совета Европы. Даже если она, подписав Конвенцию о защите прав человека, до сих пор не ратифицировала протокол об отмене смертной казни.