В результате дискредитированных президентских выборов 2009 года в Афганистане в числе неудачников оказались все. "Победа" Хамида Карзая, обеспеченная за счет мошенничества, а теперь и за счет отсутствия соперников, запятнала его репутацию и снизила влияние этого человека. Администрация США, организовавшая весь этот процесс, по-прежнему не имеет в Кабуле авторитетного и надежного партнера, который, как она говорит, крайне важен для достижения успеха.
Репутация ООН как честной и неподкупной организации втоптана в грязь. Она стала жертвой бездействия и междоусобной борьбы чиновников. А миссия НАТО выглядит еще более неуправляемой и бесцельной, чем прежде. Дело афганского народа, озадаченного и напуганного такими разворотами, уже не продвигается вперед и может, честно говоря, быть повернуто вспять.
Официальные представители США рискуют превратиться в посмешище, когда утверждают, будто процесс выборов по-прежнему заслуживает доверия, несмотря на решение единственного оставшегося соперника Карзая Абдуллы Абдуллы (Abdullah Abdullah) отказаться от участия во втором туре голосования. Говоря о совершенно непохожих инцидентах на выборах в США, госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что снятие его кандидатуры отнюдь не означает, что второй тур незаконен, даже если в нем примет участие всего один кандидат.
"Неудивительно, что он [Абдулла] не собирается участвовать в выборах, на которых он не сможет победить, - заявил Washington Post один неназванный источник из Белого Дома, - это в любом случае не является препятствием в процессе выборов следующего афганского президента. Это политика". Далее этот источник продолжил: "Каков бы ни был результат, он не влияет на легитимность процесса".
В таком творческом подходе к толкованию событий последней недели игнорируется тот факт, что именно Хиллари Клинтон и специальный представитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук (Richard Holbrooke) еще несколько дней назад выкручивали Карзаю руки, заставляя его согласиться на второй тур. По их словам, это было крайне важно с учетом того, что его мнимая победа в первом туре была нечестной и граничила с фарсом.
Эти творцы мифов из Белого Дома уклонились от совершенно очевидного вывода, связанного с отказом Абдуллы от борьбы: несмотря на всю их власть и влияние, США, ООН, и собранные в одну кучу западные дипломаты, плюс дискредитировавшая себя Независимая избирательная комиссия Афганистана, в конечном итоге, не сумели обеспечить свободные и честные выборы.
Призыв Абдуллы заменить скомпрометировавших себя чиновников из избирательной комиссии остался без ответа. Пожелание ООН об уменьшении количества избирательных участков во избежание повторных фальсификаций также получило отпор. В последние дни стало совершенно ясно: практически ничто не сможет помешать сторонникам Карзая в массовом масштабе подтасовывать результаты голосования.
На данный момент пока не ясно, состоится второй тур или нет. Если Абдулла заключит с Карзаем какую-нибудь сделку по разделу власти и сохранению национального единства, то второй тур может быть отменен, что позволит избежать дальнейшего позора. Либо его можно будет все-таки провести, но более "гладко", с учетом того, что реально никакого соперничества не будет. Некоторые западные представители в частном порядке выражают надежду, что все будет состряпано именно так.
Бывший высокопоставленный американский дипломат Питер Гэлбрейт (Peter Galbraith), отстраненный от работы в миссии ООН в Кабуле из-за скандала, вызванного невниманием этой миссии к нарушениям на выборах, на прошлой неделе выступил с предостережением. Он заявил, что при наличии подтасовок во втором туре это будет "иметь катастрофические последствия для Афганистана и союзнической военной миссии, ведущей борьбу с "Талибаном" и "Аль-Каидой". Остальные в этой связи могут сказать, что отмена второго тура имеет свои очевидные привлекательные стороны.
Гэлбрейт заявил, что если Карзай останется на второй срок, он будет "скомпрометирован и дома, и за рубежом" вне зависимости от того, как была обеспечена победа. Чтобы преодолеть этот кризис легитимности, он призвал провести предложенные Абдуллой реформы, которые обеспечат большую степень представительства во власти для этнических групп, выборы провинциальных губернаторов, расширение полномочий местных органов власти и назначение премьер-министра и кабинета парламентом, а не президентом.
Барак Обама может настоять на таких реформах в рамках не завершенного пока пересмотра своей политики по Афганистану. Сокращение полномочий Карзая такими способами дало бы фиговый листок для прикрытия унизительной неспособности Вашингтона обеспечить успех в деле демократии и деятельности государства, который, как он надеялся, послужит оправданием для все более дорогостоящего и все более непопулярного военного участия США и НАТО в афганской кампании.
В прошлую пятницу Обама подобно профессору, живущему в башне из слоновой кости в полном отрыве от реальности, все еще требовал от Пентагона все новых докладов с предложениями в отношении будущей численности войск. Согласно последней информации из Вашингтона, он увеличит численность войск США, но не на 40000 человек, как просил его командующий коалиционными силами в Афганистане генерал Стэнли МакКристал (Stanley McChrystal). Эти войска будут использоваться для защиты ключевых афганских городов и населенных пунктов от нападений талибов. В сельской местности войска США и НАТО могут перейти к тактике контрпартизанской и контртеррористической деятельности.
Возможно, со временем Обама сможет переломить ситуацию. Но то, что он не сумел превратить разрекламированные США выборы в катастрофу высшей категории, нанесло ему огромный ущерб. Теперь он выглядит так, как не выглядел почти никогда за всю свою жизнь - как неудачник, похожий на всех остальных. А победителями вчера стали только плохие парни.