Когда российский предприниматель Евгений Островский решил назвать свое заведение» шашлычная «Антисоветская»», он посчитал это черным юмором.
В этом жесте было немножко от иронии, немножко от ретро и немножко от реверанса в сторону старожилов, которые еще помнили, что когда-то шашлычную, расположенную через дорогу от известной гостиницы «Советская», прозвали именно так.
Но вдобавок, он также был чуточку незаконным - в этом принятом в сегодняшней России сомнительном стиле действий в обход судебных решений.
Три заявления на согласование вывески «Антисоветская» были отклонены городскими властями без каких-либо объяснений. А когда Островский взял и установил вывеску без разрешения, местный чиновник предупредил его, что он наносит оскорбление ветеранам Великой Отечественной войны - как называют в стране Вторую мировую войну.
Затем последовал coup de grace («удар милосердия», которым добивали тяжело или смертельно раненого противника, уже не оказывающего сопротивления - прим. перев.): кран и рабочая бригада, в сопровождении сотрудников милиции. Администрация Москвы с шумом и грохотом уничтожила все доказательства диссидентства, затянувшегося со времен уже отжившего свой век Советского Союза.
Островский никак не ожидал того, что восхищение советским прошлым и ностальгия по всему связанному с ним, так быстро пустят корни. Эта сентиментальности пополам с гордостью возникла благодаря попыткам правительства премьер-министра Владимира Путина возродить русский патриотизм и вновь пробудить имперское самоуважение.
«Власти просто используют советские символы и ценности, чтобы обезопасить свои собственные личные интересы», - недовольно комментирует Островский.
Однако бездумная приверженность символам является также результатом того, что страна так никогда и не смогла полностью выйти из тени советской системы. Мир может считать, что Россия полностью отмежевались от Советского Союза, однако здесь, в России, где правительственные здания все еще украшены изображениями серпа и молота, не оставляет ощущение неразрывности связи прошлого с настоящим.
«Все те же доктора, врачи, строители и литейщики продолжают жить и работать во все той же стране, и все вокруг нас было построено руками людей, живших в Советском Союзе», - рассказывает российский писатель Михаил Веллер. – «Государство меняется, но страна остается все той же».
Ссора из-за шашлычной стала одной небольшой битвой в разрастающейся войне между настоящим и прошлым. Нерешенный вопрос о том, как современная Россия должна относиться к своему советскому прошлому, продолжает приводить общественность в замешательство, вызывая одно культурное столкновение за другим.
В пятницу российский президент Дмитрий Медведев воспользовался своим блогом, чтобы почтить память миллионов советских граждан, погибших «в результате террора и ложных обвинений», а также осудить ревизионизм исторический событий, который в современной России, похоже, стал неотъемлем от воспоминаний о ее прошлом.
«До сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями», - утверждает Медведев.
Президент с негодованием привел данные соцопросов, согласно которым 90 процентов российской молодежи не смогли назвать имена жертв советских чисток и исправительно-трудовых лагерей. По словам Медведева, Россия должна помнить о своих трагедиях.
Это стало неожиданным отступлением от общей тенденции в стране, где советского диктатора Иосифа Сталина рассматривают как неоднозначную фигуру, а то и вовсе положительную. Однако Медведев, который в своих высказываниях нередко смягчал бескомпромиссные позиции правящей элиты, считается политически слабее Путина, и пока что его более либеральные заявления мало что изменили в российском статус-кво.
В прошлом месяце в московском суде прошло слушание дела о клевете по иску внука Сталина, заявившего, что обвиняемый им адвокат опорочил «честь и достоинство» Сталина в газетной статье, где диктатор был назван «кровожадным людоедом».
В конечном счете, суд вынес решение не в пользу семьи Сталина. Однако эта новость стала слабым утешением для многих россиян, которые были шокированы, что это дело вообще дошло до суда.
По словам обвиняемого Анатолия Яблокова, каких-то десять лет назад он и представить не мог, что его могут вызвать в суд за уничижительные комментарии в адрес Сталина. Однако сегодня он не слишком-то удивлен.
«По сути, этот судебный процесс имел политический характер»,- заявил он. – «Они решили, что пора начинать снова реабилитировать образ Сталина».
Нет никаких сомнений, что в России образ Сталина переживает своего рода ренессанс. Несмотря на то, что во время его режима много миллионов людей было убито или отправлено в исправительно-трудовые лагеря, сейчас в глазах большинства его правление подернуто легкой дымкой ностальгии. Он и вправду принимал трудные решения, - говорят они, прибегая к эвфемизмам, - однако с другой стороны, те времена требовали жестких мер. И, по крайней мере, в те дни, нередко добавляют они, Россия была могущественной.
Другие не останавливаются и на этом. «Личность Сталина опутана ложью и клеветой. В отношении этого человека допущена огромная несправедливость», - утверждает бывший государственный чиновник Леонид Жура, который инициировал иск против Яблокова.
Как и другие «сталинисты», Жура считает, что времена правления родившегося в Грузии диктатора были временами процветания и могущества русского народа.
«Сталинофобы бесстыдно заявляют, что только невинные люди содержались в исправительных лагерях», - заявляет он. – «В исправительных лагерях содержались преступники, которые нарушили закон. И пусть западные читатели спросят себя, может преступникам место в домах отдыха или на курортах с минеральными водами?»
Тем временем, образ и имя Сталина, которые ослабевшая советская империя старательно продолжает обелять в попытках переступить через свое кровавое прошлое, крадучись возвращаются в жизни россиян. Этой осенью строчку с его именем восстановили на стене станции Московского метрополитена. Его узнаваемое усатое лицо улыбается со стены «Советской чебуречной» - китчевой закусочной в центе города.
«Это место популярно среди тех, кого охватывает ностальгия», - заявил тридцатидевятилетний директор Сергей Могило. – «Ну и разумеется, в советские времена было лучше».
И все же эта тенденция неоднозначна. Даже сейчас, когда на образ Сталина наводят глянец, многие россияне начинают переоценивать личности умышленно забытых в советский период деятелей, ставших символами эпохи.
Например, антибольшевик Александр Колчак, командующий белыми войсками, стал героем популярного в России многосерийного биографического фильма, который в настоящий момент транслируются в праймтайм по государственному телевидению. Колчак всячески клеймился советским правительством, и попытки его посмертной реабилитации неоднократно встречали отпор.
Этой осенью отрывки из книги «Архипелаг ГУЛАГ» были включены в школьную программу российских школ. Этот шедевр, написанный диссидентом Александром Солженицыным, был под запретом в советские времена, а сам автор был вынужден уехать из страны. Книга остается в числе произведений, изображающих советские тюремные лагеря в наиболее неприглядном свете.
Однако Солженицын вернулся домой в Россию, и, достигнув преклонного возраста, стал ярым сторонником Путина. Прошлым летом, когда писатель скончался, ему устроили торжественные похороны, а правительство переименовало улицу Большую Коммунистическую в улицу Александра Солженицына.