Десятилетиями «АвтоВАЗ» со своим автомобилем «Лада» господствовал на российском автомобильном рынке, еще недавно считавшемся крупнейшим и самым быстрорастущим в Европе. Однако хроническая бесхозяйственность и охвативший Россию экономический кризис нанесли концерну удар, от которого он уже может не оправиться.
Продажи «АвтоВАЗа» в прошлом году, достигавшие 800 000 автомобилей в год, резко упали, зато его задолженность, напротив, продолжает расти. Государственная помощь размером в 25 миллиардов рублей не оказала заметного эффекта на состояние компании, долги которой в настоящий момент дошли до 62 миллиардов рублей, при предполагаемом объеме продаж на 2009 год в 66 миллиардов рублей.
Несмотря на недовольство Кремля, «АвтоВАЗ» намерен сократить четверть своих сотрудников – то есть, примерно 25 000 человек - чтобы снизить издержки. 19 октября вице-президент «АвтоВАЗа» по финансам Олег Лобанов заявил, что он «не исключает» возможности банкротства.
На кону стоит не только будущее последнего крупного российского автомобильного бренда – решается вопрос о том, как будет проходить консолидация российского автопрома, и какую роль в этом процессе будут играть иностранные автопроизводители.
Кризис «АвтоВАЗа» - результат десятилетий дурного управления при недостаточных инвестициях. На прошлой неделе, например, руководство компании признало, что только в 2009 году в ее дилерской сети пропали 7500 автомобилей.
«Последние 20 лет у завода не было настоящего владельца. До «АвтоВАЗа» не доходило ни копейки инвестиций», - утверждает Борислав Гринблат, оппозиционный депутат городской думы Тольятти – города, в котором располагается «АвтоВАЗ».
С советских времен дизайн «Лады» мало изменился – разве что в 2008 году добавился кондиционер – однако, несмотря на это, в розничной продаже автомобиль стоит примерно столько же, сколько и новая Hyundai, даже с учетом 30 процентной пошлины за импорт.
«Они неконкурентоспособны до смешного – на их фоне даже китайские автопроизводители прилично выглядят», - так охарактеризовал «АвтоВАЗ» и соперничающую с ним компанию «ГАЗ» один из видных экспертов по автопрому.
Французская компания Renault, которой принадлежат 25 процентов «АвтоВАЗа», продала ему лицензию на производство двух моделей из бюджетной линейки Logan под брендом «Лада», начиная с 2012 года, и сейчас изучает возможность выпуска автомобилей под собственным брендом и под брендом Nissan на этой же производственной платформе. Тем не менее, вкладывать в «АвтоВАЗ» дополнительные средства французский автопроизводитель не намерен.
«У нас - Renault, «АвтоВАЗа», акционеров «АвтоВАЗа», российских властей – одна цель: помочь «АвтоВАЗу» выйти из кризиса и в перспективе превратить его в современную компанию», - полагает официальный представитель Renault Аксель де Ладоншан (Axelle de Ladonchamps).
«Мы не собираемся давать деньги, но мы поможем технологиями и поделимся опытом», - заявила она.
Тревога за будущее «АвтоВАЗа» и российской автомобильной промышленности в целом настолько велика, что российское правительство даже создало специальную комиссию под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, которая, может быть, уже на следующей неделе будет решать судьбу компании.
Заместитель главы Центрального банка России Алексей Улюкаев 21 октября заявил, что правительство изучает возможности конвертировать долг «АвтоВАЗа» в акции, а премьер-министр Владимир Путин отметил, что доли действующих акционеров компании - включая Renault – могут уменьшиться, если они не будут участвовать в спасении концерна.
Главными кредиторами «АвтоВАЗа» считаются два принадлежащих государству банка – «Сбербанк» и «ВТБ». Они, вероятнее всего, будут прислушиваться к указаниям Кремля.
Рубен Варданян, председатель совета директоров московской инвестиционной компании «Тройка Диалог», которой принадлежит 25 процентов акций «АвтоВАЗа», заявил, что для его компании «оба варианта возможны» - как размытие ее доли, так и участие в новой эмиссии акций ради спасения концерна.
Г-н Шувалов также одобрительно отозвался о перспективах «альянса» между «АвтоВАЗом» и «ГАЗом» - нижегородским автопрозводителем, потерпевшим неудачу с проектом выпуска автомобилей «Siber» на основе технологии Chrysler.
«ГАЗ», скорее всего, будет производить в России автомобили Opel, после того, как покупка германского автопроизводителя компанией Magna и «Сбербанком» будет завершена. Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявил 19 октября на пресс-конференции, что он не исключает того, что «Опели» будут производиться и на «АвтоВАЗе», хотя, по его словам, пока это не обсуждалось.
С другой стороны, этому может воспротивиться продавец - компания General Motors, которая опасается широкомасштабной передачи технологий России.
Какой бы не была в будущем структура владения компанией, очевидно, что «АвтоВАЗ» не может в дальнейшем полагаться исключительно на «Ладу». В то же время рост стоимости проектно-конструкторских работ делает разработку новых моделей чрезмерно затратной. «В российском автопроме очевидно господствует тенденция к сборке иностранных моделей, - считает аналитик инвестиционной компании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. - «АвтоВАЗ» пока остается последним оплотом, но, судя по всему, скоро падет и он».