Когда упала Берлинская стена, большинство молодых, образованных россиян стремились к западным ценностям: демократии, свободе слова, анти-империализму. Подростки теряли голову от западной музыки и вещей (которые были тем привлекательней, что были запрещены), в то время как российские интеллектуалы постарше вторили своим восточноевропейским коллегам-диссидентам, призывая расквитаться с прошлым, перевернуть новую страницу и построить открытое общество. Все в советском обществе – от вещей до идей – казалось серым и громоздким по сравнению с полным жизни и процветающим Западом.
Прошло несколько лет – и какая разница. Центральная и Восточная Европа в массе своей попали в культурное и политическое лоно Европы. Но в России, благодаря десятилетию антизападной пропаганды со стороны Кремля, растет новое поколение, которое поразительным образом расходится с Западом. «В годы перестройки молодые интеллектуалы искренне верили в некоторые вещи, вроде свободы слова и прозрачности государственного управления, - говорит сотрудник московского Центра Карнеги Мария Липман. – Поколение, выросшее в эпоху Путина, обладает совершенно другим менталитетом. Государство так хорошо кормит современные прокремлевские молодежные группы, что они стали столь же верными, как прирученные собаки». В результате, в стране растет поколение, которое не только ведется на мировоззрение Кремля, но и с большим подозрением относится ко всем, кто думает иначе.
Денис Волков из московского Левада-Центра изучал отношение российской молодежи к Западу и его ценностям и обнаружил пугающую тенденцию. За последнее десятилетие цифры падали. Опрос, проведенный в прошлом месяце, показал, что 40 процентов 18-24-летних россиян «негативно» относятся к США. Схожие цифры можно найти в другой возрастной группе – это люди старше 55, советское поколение, прошедшее долгую обработку антизападной пропагандой. В дополнение ко всему, Сталин снова в моде. Более половины людей старшего поколения говорят, что «положительно» относятся к советскому лидеру, и с ними согласны более 25% - это на 15% больше, чем было на рубеже веков. Спустя поколение после того, как их родители страстно стремились обладать синими джинсами и кассетами с западной музыкой, молодые россияне сегодня носят ту же одежду и слушают в основном ту же музыку, что их западные ровесники. Но хотя они выглядят по-западному, в их отношении к окружающему существует большая и все растущая разница, показывает статистика Левада-Центра.
Отказ от прозападных взглядов в основном является прямым результатом организованной государственной политики, направленной на завоевание умов и сердец российской молодежи. Во главе этой политики стоит Путин, а проводит её его главный идеолог Владислав Сурков. По всей России созданные государством молодежные группы прилагают все больше усилий, чтобы повлиять на российскую молодежь с помощью организации лагерей, слетов и конкурсов самодеятельности, так же как это делал в свое время комсомол, молодежная ветвь КПСС. Далеко не все они зловещи, но все они обладают политическим подтекстом. «Оранжевая революция» на Украине и «революция роз» в Грузии, во главе которых в 2004 и 2003 годах встала молодежь, шокировали россиюскую власть. Внезапно Кремль стал бояться, что схожая революция, идущая снизу, может дестабилизировать Россию. В ответ режим Путина устроил настоящую атаку на умы, говорит Станислав Белковский из Института национальной стратегии, работавший с Кремлем над продвижением пророссийских кандидатов на украинских выборах 2004 года.
Сурков и другие высокопоставленные кремлевские идеологи быстро заказали производство уймы антизападной телепропаганды, представившей кампанию Джорджа Буша по распространению демократии на Ближнем Востоке как нападение на Россию. Сурков охарактеризовал украинскую демократию как хаотичную, а грузинское правительство назвал коррумпированным. Он также создал несколько финансируемых государством молодежных групп, таких как «Наши» и «Молодая гвардия». В 2005-2006 годах, в разгар паранойи режима по поводу возможности «оранжевой революции» в России, численность этих групп составляла до полумиллиона человека, и они доминировали в ВУЗах со своей националистической, антизападной философией. «Телевизионная антизападная пропаганда Путина сделала свое грязное дело, - говорит Липман. – Молодые россияне – циничные люди, которые считают, что Россия окружена врагами, и что Запад не хочет, чтобы Россия становилась сильнее». Последнее поколение либералов несколько постарше, это люди в возрасте 25-35 лет. Все, кто моложе, говорит Липман, это «гордые патриоты, испытывающие неприязнь к Западу».
Советник президента Дмитрия Медведева по вопросам прав человека Элла Панфилова подводит итог. «Государство вообще не должно участвовать в молодежных движениях, - говорит она. - Большинство молодых людей в молодежных движениях, организованных Кремлем, по-прежнему мыслят в категориях холодной войны. Со стороны российских властей неправильно разделять молодежь на тех, кто является членом «Наших», и на всех остальных».
Политический путь 21-летнего Андрея Татаринова является идеальным примером того, что происходит со многими в его поколении. В начале 2000-х, еще будучи в школе, он был активистом оппозиции и ходил на уличные протесты, которые насильственно разгонялись милицией. Он бросил это в 2006 году, потому что, по его словам, правозащитник Лев Пономарев «задел его патриотические чувства» своими разговорами о возврате Курильских островов Японии и необходимости позволить иностранным нефтяным компаниям добывать российские ресурсы. Обе идеи считаются предательскими в среде русских националистов. Сегодня Татаринов – политический лидер молодежной группировки «Молодая гвардия», которая является частью «Единой России» - официальной прокремлевской партии, господствующей в Думе. Он совершенно откровенно высказывает свою позицию: «Мы не терпим антироссийских разговоров, - говорит Татаринов. – Все, кто хочет, чтобы Россия ослабела, - это наши враги».
И «Молодая гвардия» движется вперед. В доказательство своего пыла, направленного против любых намеков на оранжевых революционеров, 15 октября члены «Молодой гвардии» организовали пикет офиса либерального губернатора Никиты Белых в северном российском городе Кирове. По мнению «Молодой гвардии», преступление губернатора состоит в том, что он является бывшим лидером одной из главных оппозиционных партий России - Союза правых сил. Более того, Белых вызвал подозрения местных активистов «Молодой гвардии», приглашая склоняющихся в сторону Запада россиян в качестве гостей на региональные конференции. «Белых дружит с людьми, которые финансировали «оранжевую революцию», - говорит 31-летний Руслан Гатаров, помогавший организовать протест 15 октября. – Он приглашает «оранжевых» гостей, вроде правозащитника Ильи Пономарева, в свой регион. У нас есть поговорка: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Похоже, что даже казаться чересчур прозападным – это тяжкий грех в глазах путинской молодежи.
Всенародная истерика по поводу угрозы «оранжевой революции» поутихла, но молодежные движения Кремля не теряют времени даром. Недавние лагеря «Молодой гвардии», которые прошли на озере Селигер и в десяти других регионах, были посвящены тому, чтобы научить молодежь презентовать нанотехнологические и бизнес-проекты. Победителями соревнования стали проекты с российскими особенностями, как например операционная система под названием Russian Windows и программа для обработки фотографий под названием Russian Photoshop. «Мы должны быть готовы к тому дню, когда Америка отключит нам Интернет, и иметь свои собственные серверы для нашего собственного Интернета, - говорит Татаринов. – Сегодня у нас есть возможность собрать все самые лучшие идеи о том, как модернизировать Россию, и отослать их президенту».
Какими бы параноидальными не казались проекты «Молодой гвардии», они без сомнения популярны среди молодых людей, которые считают участие в спонсируемом Кремлем проекте лучшим способом построить карьеру. «Большинство молодых людей сегодня ориентированы на карьеру, - говорит Липман. – Они знают, что [принадлежащие государству компании] «Газпром» и «Роснефть» - это самые лучшие работодатели, и чем ближе ты к государству, тем лучше твои шансы получить работу. Идеология для них не так важна».
В начале этого месяца недалеко от южнороссийского города Астрахань прошел молодежный лагерь «СелиАс-2009». Толпа из нескольких сотен молодых людей стояла вокруг сцены в ожидании политика. Они приехали, чтобы попасть на бесплатный концерт, пообщаться с ровесниками и использовать свой шанс быть замеченными политическими «шишками» из Москвы. «Привет, СелиАс! Чувствуете, как вам повезло оказаться здесь? – прокричал депутат от партии «Единая Россия» Сергей Марков, вбежав на сцену в широких военных штанах и футболке. – Вы в правильном месте в правильное время! Мы выберем самых талантливых из вас, и самые лучшие смогут даже поехать в Москву работать на меня!» Лагерь СелиАс – это странная комбинация смотра самодеятельности и идеологического лагеря новобранцев. Эксперты и консультанты встречаются с молодыми людьми в шести больших тентах, чтобы помочь им разработать проекты в таких сферах, как молодежная, муниципальная или региональная политика, технология или местный туризм. Что самое важное, так это то, что организаторы привозят с собой правительственные деньги и могут давать гранты на развитиена сумму до 3300 долларов.
Либералы эпохи Бориса Ельцина, которых становится все меньше, считают, что подобное отношение напоминает о коллективном мышлении времен СССР. Недавно проведенная активистами «Наших» в Москве кампания против журналиста-диссидента, показывает, что поддерживаемые Кремлем молодежные группы становятся все более влиятельными, и что они вновь используют тактики запугивания свободомыслящих людей, как это обычно бывало в 1970-х годах. В прошлом месяце Александр Подрабинек, бывший политзаключенным при Брежневе, написал репортаж, в котором он подверг критике ветеранов ВОВ за их похвалы СССР, в которых не осталось места признанию того факта, что в Советском Союзе подавляли любое инакомыслие и отправляли инакомыслящих в трудовые лагеря. В ответ активисты «Наших» устроили пикет у многоквартирного дома, где живет Подрабинек. Они угрожали его жизни и призывали журналиста покинуть Россию, раз ему здесь не нравится. Когда советник президента Элла Памфилова встала на защиту Подрабинека и назвала «Наших» «экстремистской организацией», ее быстро раскритиковали чиновники «Единой России» и сам Путин, назвавший статью Подрабинека «хулиганской».
«Стратегия Москвы состоит в том, чтобы найти в регионах самых талантливых молодых людей, которые смогут спасти Россию от экономического кризиса, - говорит 31-летний Евгений Нижник, харизматичный молодежный лидер, занимающийся молодежной политикой с 1991 года. – Хаос, дешевые наркотики, алкоголизм и расизм были результатом неконтролируемой демократии 1990-х. Российской молодежи нужна твердая рука, чтобы не потеряться в хаосе». Конечно, побочным явлением этой "твердой руки" является предотвращение опасно независимых мыслей, которые могут бросить вызов Кремлю. Это грустная развязка для тех, кто надеялся увидеть, как молодое поколение воспользуется новыми свободами, полученными после падения Берлинской стены, чтобы выбрать либеральные ценности.