Драматические события 1989 года зависели от решений, принимаемых в Москве. Михаил Горбачев изменил мир, когда решил не посылать советские танки в Берлин 9 ноября. Веря в свободный выбор, он был убежден, что Советский Союз не должен больше держать Восточную Европу под своей пятой. Он не стал следовать тем прецедентам, которые были созданы его коммунистическими предшественниками - Никитой Хрущевым в Венгрии в 1956 году, и Леонидом Брежневым в Чехословакии в 1968-м. Реформы Горбачева не только освободили Советы от смирительной рубашки марксизма-ленинизма, но и дали волю национальным устремлениям народов от Балтики до Берингова моря, которые сами находились в ловушке за "железным занавесом". В 1989 году народы Восточной Европы освободились от коммунизма, а спустя два года советские республики, включая Российскую Федерацию, начали добиваться собственного освобождения.
Однако на протяжении двух следующих десятилетий Россия в основном сторонилась освободительной волны истории, проявляя к ней равнодушие. Причина заключается в том, что русские так и не согласились с идеей заката собственной империи. В 2000 году Россия, когда-то являвшаяся центром советской империи, выбрала в президенты бывшего агента КГБ Владимира Путина (который сегодня является премьер-министром). Одно из главных обещаний Путина заключалось в восстановлении национального самоуважения, по которому был нанесен мощный удар в связи с очевидной утратой Россией статуса великой державы. Когда в 2005 году он заявил, что "распад Советского Союза стал величайшей геополитической катастрофой 20-го века" и "настоящей трагедией" для российского народа, объектом его критики был Горбачев (хотя его имя и не упоминалось).
Сегодня путинский проект сохранения "величия национальной самоидентификации России" предусматривает возврат к политике коммунистической эпохи. Это и попытки подчинения Европы путем увеличения цен и ограничения доступа к российской нефти и газу, и демонстрация военной мощи России, что показал недавний конфликт в Грузии и решение направить российские военные корабли на учения к берегам Кубы и Венесуэлы, и тактика запугивания.
Прошло двадцать лет после падения Берлинской стены, а Россия так и не смогла примириться с утратой своего имперского статуса. Сегодня становится ясно, что причина ее 75-летнего пребывания в плену советских идеалов и советской системы кроется отнюдь не в деспотическом характере бывших коммунистических лидеров России. Ни закрытые границы, ни "железный занавес", ни Берлинская стена - ничто не может поработить российский ум больше, чем великорусская идея. Как гласит пословица, "каждая нация имеет ту власть, какую она заслуживает". Россияне в полной мере заслужили нетерпимое к свободе руководство Путина, и его рейтинги популярности постоянно превышают показатель в 70 процентов. А вот Михаила Горбачева и его либеральные идеи они так и не поняли - и не заслужили.