Совершенно очевидно, что во внешней политике Турции в последнее время произошли серьезные перемены.
Следящие за ними с беспокойством на Западе выражают опасения, что Турция постепенно отдаляется от него и смещается в сторону Востока (особенно Ближнего Востока). Утверждается даже о том, что в результате такого перемещения Анкара может отколоться от Запада.
Все это итог оценки западниками Турции на основе их собственных критериев. Между тем очевидно, что Турция изменилась так же, как изменилась мировая конъюнктура…
Во времена Холодной войны внешняя политика Турции была ориентирована на Запад, и Анкара перед лицом внешних (и внутренних) угроз естественным образом действовала в альянсе со своими западными союзниками. В те годы у Турции не было возможности проводить более независимую политику.
По окончании Холодной войны изменились международные условия и балансы, и Турция в ряде вопросов начала действовать исходя из собственных интересов. Однако некоторые шаги, предпринятые во времена нахождения у власти Озала, Эджевита и Демиреля, безусловно, невозможно сравнить с переменами, происходящими ныне. Шаги, совершенные в то время, были куда более скромными, и Турция, считая себя частью западного мира, в важных вопросах постоянно действовала в альянсе с западными союзниками.
Сейчас иная ситуация, так как изменился мир, да и Турция стала другой…
Прежде всего, мир не разделен на два блока, как во времена Холодной войны. Западный мир с такими своими институтами, как НАТО и ЕС, и особенно политическими и культурными ценностями, по-прежнему является важной силой, но входящие в него страны, несмотря на партнерские связи, временами могут действовать исходя из своих интересов и взглядов.
В это время изменилась и Турция, развились и стали более динамичными ее политическая инфраструктура и экономика. Регион, в котором она расположена (Средний Восток - Кавказ - Балканы), превратился в самый нервозный регион мира, что предоставило возможности Анкаре для постепенного превращения в регионального игрока и применения собственной инициативы. Именно эти факторы и стоят за усилиями, которые Турция принимает в последнее время для создания более тесных связей со своими соседями.
Турция, действуя независимо от Запада, и впрямь начала строить новые и более тесные отношения со странами региона, в первую очередь с Россией, Сирией, Ираком и Ираном.
На самом деле Запад сейчас беспокоит не развитие Турцией тесного сотрудничества с Россией (многие западные страны, кстати, делают то же самое) и близость с Ираком и даже Сирией; у него вызывает опасение ее сближение с Ираном. Источником такого беспокойства в большей степени является не налаживание сотрудничества Анкары с Тегераном, а поддержка одной из сторон конфликта в условиях ядерного кризиса путем возложения на себя миссии защитницы Ирана, и, как следствие, отдаление от позиций Запада.
Другая причина беспокойства Запада в том, что турецкое правительство, с одной стороны, сближается с арабскими и исламскими странами, а с другой – занимает жесткую позицию в отношении Израиля. Это, в свою очередь, оценивается в качестве отхода Анкары от позиций прежней взвешенной политики.
Между тем все происходящее не означает, что Турция отходит от Запада и меняет направление. Собственно, у нее и нет намерений отходить от западных институтов и ценностей. Во внешней политике Турции не меняются приоритеты, касающиеся США, НАТО и ЕС. Перемены касаются создания новых связей и проведения вследствие этого «многосторонней» стратегии. «Многосторонность» же не требует перемены «основного направления».