Верховный суд России вновь вернулся к вопросу о применении смертной казни, поскольку её восстановление с 1 января 2010 года может породить определённую правовую коллизию.
Мораторий на смертную казнь действует с 1996 года. Он был введён соответствующим указом тогдашнего президента России Бориса Ельцина в ответ на требование Совета Европы, поставившего это в качестве условия членства России.
Верховный суд обратился в Конституционный в связи с решением, принятым в феврале 1999 года. В соответствии с данным решением, каждому осуждённому на смертную казнь, должна быть предоставлена возможность рассмотрения его дела судом присяжных.
Суть вопроса в том, что тогда Россия увязала мораторий с введением института судов присяжных на всей территории страны, что и должно произойти 1 января следующего года.
Разные точки зрения
«Смертная казнь неприемлема с юридической, нравственной и религиозной точек зрения. Преступники на её восстановление не отреагируют», считает Генри Резник, председатель Московской коллегии адвокатов.
Однако большинство граждан России придерживаются иной точки зрения. Более 70% населения выступает за применение смертной казни, как признал недавно лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.
«Наверное, стоит прислушаться к голосу народа. Давайте проведём референдум», предложил первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, выступающий за применение смертной казни лишь по отношению к убийцам, но не к педофилам или насильникам.
Высокопоставленный чиновник считает, что Россия должна последовать примеру Соединённых Штатов и применять смертную казнь в определённых регионах, как например во взрывопасном регионе Северного Кавказа, за убийство сотрудников правоохранительных органов.
«Например, в Ингушетии и Дагестане, где убийства сотрудников милиции происходят практически ежедневно, можно было бы применять смертную казнь», заявил Торшин, сославшись на то, что за последние месяцы в этих северокавказских республиках было убито 1.500 милиционеров.
Права человека
Российская Федерация поставила свою подпись под 6-м протоколом Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод, запрещающей смертную казнь, но не ратифицировала его.
«Следовательно, у судов может возникнуть сомнение относительно назначения смертной казни, когда суды присяжных будут введены на всей территории Российской Федерации», заключил Торшин.
Однако уполномоченный по правам человека Владимир Лукин напомнил, что Москва всё же ратифицировала Европейскую Конвенцию по Правам Человека, и таким образом восстановление смертной казни будет являться нарушением этого документа и повлечёт за собой исключение из Совета Европы.
Статья 6 протокола «лишь конкретизирует этот запрет, но запрет как принцип закреплён в самой Конвенции о Защите Прав Человека».
Даже столь спорная фигура как президент Чечни Рамзан Кадыров, традиционно выступающий за жёсткие меры в борьбе с терроризмом и преступностью, считает, что смертная казнь не снизит уровень преступности.
Глава комитета по безопасности Государственной Думы Владимир Васильев сообщил, что за решёткой всё ещё находятся 1.600 преступников, приговорённых к смертной казни.
За окончательную отмену смертной казни также выступают Русская Православная Церковь, правозащитники и партии либерального толка.
Другие аналитики полагают, что отмена моратория на применение смертной казни отрицательно скажется на репутации России и приведёт к ухудшению её отношентий с Западом.