30 октября премьер-министр РФ Владимир Путин в очередной раз предъявил обвинение НАК "Нафтогаз Украины" в неплатежеспособности и невыполнении обязательств, в частности, в промедлении с расчетами за 2,4 млрд. кубометров газа, импортированного на Украину в октябре. Цена вопроса - $470 млн.
В предыдущие месяцы глава российского правительства делал аналогичные по смыслу заявления, и ни одно из них жизнь не подтвердила – "Нафтогаз" стопроцентно рассчитывался за потребленный газ не позднее 7-го числа каждого месяца, согласно договоренностям. Таким образом, есть все основания утверждать, что официальная Москва проводит целенаправленную дискредитацию украинской стороны, а точнее - продолжает информационную кампанию, начатую еще во время первого газового противостояния в декабре 2005 года. Тогда, напомним, российские телеканалы рассказывали всему миру, как украинцы крадут газ. Сейчас месседжи несколько изменились - Украина уже "не отбирает газ не санкционировано", она за него просто "не рассчитывается".
"Цель информационной кампании - убедить Евросоюз в том, что Украина - ненадежный партнер, и транзит газа через ее территорию следует контролировать", - заявил старший офицер СБУ, пожелав остаться инкогнито. И эта мысль едва ли является преувеличением, поскольку свои претензии на украинскую газотранспортную систему руководство Газпрома озвучило давно и официально. PR-технологии, которые используют россияне, довольно простые, но эффективные: сближение с аудиторией с помощью безапелляционных суждений, четкость и неизменность в интерпретации событий, предубежденные обвинения украинской стороны и т.п.
В 2005-м и 2008-м годах официальный Киев проигрывал информационные противостояния полностью. "У россиян механизм информирования общественности о проблемах отношений с Украиной чудесно отработан, расписано, что, кто и когда должен заявить, даже проблемные вопросы на пресс-конференциях готовят заранее", - говорит экс-премьер Юрий Ехануров. Вместе с тем украинской власти мешает отсутствие консолидированной позиции политических сил в вопросах газовых отношений с Россией. Причем речь идет не только об откровенно пророссийских комментариях представителей оппозиции. Секретариат президента в своей критике правительства относительно газовых вопросов также систематически делает заявления, которые опосредованно подтверждают высказывания российской стороны. Вот и теперь из уст первого заместителя председателя СП Александра Шлапака прозвучал необоснованный тезис о том, что кабмин будто бы не видит другой возможности рассчитаться за газ, кроме как путем эмиссии.
Впрочем, заявления представителей российской власти пока что не имеют значительного влияния на позицию ЕС, который придерживается нейтралитета в оценках отношений между Киевом и Москвой. "Мы знаем, что в прошлом были проблемы между Россией и Украиной. Не между Россией и ЕС, не между Украиной и ЕС, а между Россией и Украиной. Надеемся, что когда такие проблемы будут возникать, то мы их решим конструктивно", - заметил президент Еврокомиссии Хосе Мануель Баррозу.
Перевод: Антон Ефремов